Легко рассуждать о светотени, перспективе и линии горизонта, когда в руках кисть или карандаш. Рисунок можно исправить или сделать новый, главное – запастись терпением. А что если вместо красок на палитре горсть разноцветных камней? Как сделать плавный переход или смешать оттенки в этом случае? Не говоря уже о более сложных действиях.
Отдельного термина для художников, работающих с каменной палитрой, нет. Для картины, написанной порошкообразными «каменными» красками, достаточно базовых знаний построения рисунка — композиции, законов светотени, пропорций. А в случае с флорентийской мозаикой, пригодятся навыки камнереза, в идеале — образование геммолога. Художественный вкус здесь неотделим от науки о самоцветах и специалистов по каменной мозаике так и называют — художник-камнерез. Но обо всем по порядку.
Зарождение камнерезного искусства «датируют» древними временами, когда камень служил основным материалом для большинства вещей. Сегодня технологии предлагают художникам огромный выбор материалов и техник для этих целей, предлагаю познакомиться с одними из самых живописных.
Техника рисования драгоценными камнями, измельченными в порошок, берет свое начало в Джайпуре, Индии. Затем она распространилась на Таиланд, а после и на соседние страны, включая Мьянму и Вьетнам. Сегодня вьетнамские мастерицы (а трудятся в драгоценных художественных мастерских преимущественно женщины) заслужили звание ведущих специалистов в этой области. Для этого в стране есть самый главный фактор для успешного развития – близость к рудникам, местам добычи драгоценных и полудрагоценных камней. Это же преимущество было и у Индии, но гигант добывающей промышленности со временем сосредоточил свои силы на традиционных ювелирных техниках и в первую очередь интересуется камнями ювелирного качества. Во Вьетнаме же верно рассудили, что такую высокую планку им не потянуть, а для успеха вовсе не обязательно гнаться за дорогими камнями. Ведь отходы производства в виде непригодной для ювелиров каменной крошки исчисляются тоннами и являются неисчерпаем источником для прикладного искусства. Оставалось только выбрать, какую форму ему придать.
Россыпи крошечных камней стали использовать для создания сверкающих картин. Необработанные драгоценные камни низкого качества просеиваются, сортируются, калибруются. Большая часть драгоценных камней низкого качества измельчается в разноцветные порошки и используется для «раскрашивания». Из наиболее интересных камешков делают крупную фракцию — ими затем расставляют акценты на полотне. На поверхность холста наносится слой биоразлагаемого клея на водной основе. Затем с помощью специального «ковша» и лопатки мастера распределяют необходимое количество цветного порошка на картине. Крупные камни они укладывают каждый по отдельности, и этот процесс может растянуться на недели. Когда работа с камнями и порошками окончена, картину заливают прозрачным клеем и оставляют сохнуть. Наконец, когда клей застывает, картину моют, чтобы природные пигменты приобрели максимальную яркость и сияние.
Популярные сюжеты для картин — исторические, пейзажи, изображающие каскадные водопады, рисовые поля и деревни. По поверьям картины с изображением моря и парусных лодок сулят удачу в бизнесе. А изображения гор и рек приносят владельцу роскошь и богатство.
Основная сложность в работе с вьетнамскими каменными красками — их нельзя смешивать для получения новых оттенков. Если по задумке нужен какой-то уникальный цвет, мастер должен искать его в природной палитре камней и нигде иначе.
Зато африканские мастера воспользовались правилом Дейла Карнеги и сделали из кислых лимонов прекрасный лимонад. На африканском континенте техника рисования камнями носит название kariukichao и здешние мастера, в отличие от коллег из Юго-Восточной Азии, смело смешивают измельченные драгоценные камни, чтобы получить новые оттенки. По эмоциональной и цветовой насыщенности их картины отличаются от азиатских также сильно, как и культуры двух континентов. Но неизменным остается удивительная игра камней на свету, наполняющая рисунки сказочным свечением.
Переходим от утонченных штрихов к уверенным, размашистым мазкам. Флорентийская мозаика – один из старейших видов изобразительного искусства. Второе имя флорентийской мозаики – Commesso. Эта техника, действительно, уникальна, ведь именно с ее помощью мастера много веков назад начали создавать бессмертные каменные картины из фрагментов минералов. Эта техника берет свое начало еще в XVI веке и сегодня по-прежнему актуальна.
Красками для уникальных картины-панно и тогда, и сейчас служат лазурит, малахит, мрамор, агат, яшма, оникс, порфир, змеевик, нефрит и многие другие самоцветы. Эта каменная «живопись» считается самой сложной из всех мозаик, ведь нужно идеально подобрать цвет и рисунок камня, подогнать фрагменты друг к другу. Цвета нужно подбирать так, чтобы передать тона и полутона на живописном полотне, складки ткани одежды, румянец на лице, блеск глаз и другие тонкости.
К сложностям данной техники можно отнести различия в «характере» камней. Все минералы по твердости и плотности разные и при шлифовке ведут себя по-разному, слабый камень и вовсе может раскрошиться. Нефрит при кажущейся простоте требует особенного внимания. Из-за его волокнистой структуры важно правильно выбрать линию и угол среза. Если минерал разрезать не поперек волокон, а вдоль, то уже никогда идеально его не отполируешь — на поверхности останется эффект лимонной корки. Легче всего обрабатывать мрамор, яшму. Агат хоть и твердый, но прекрасно полируется и награждает мастера оригинальным рисунком на срезе. Также и яшма — столько цветов и на каждом месторождении камни разные! Есть такие яшмы, что не надо ничего рисовать: распилил, отполировал – и «картина» готова.
Как и в случае с вьетнамскими мастерами, этот вид искусства «привязан» к месту добычи минералов. Самые впечатляющие картины рождаются в руках уральских мастеров. Но и территориального преимущества недостаточно, в основном результат зависит от мастера, его терпения и того, насколько он чувствует камни. Например, на создание каменной копии картины «Охотники на привале» у интинского мастера Анатолия Сорокина ушел год и семь месяцев, на реплику портрета Лопухиной — более полутора лет.
Драгоценные каменные краски называют «вечным» материалом — картины с ними выдерживают любое воздействие, сохраняют оттенок и при должном обращении могут остаться в неизменном виде долгие годы. А вы хотели бы украсить свой интерьер такой оригинальной картиной? Какой сюжет или полотно знаменитого художника выбрали бы для воплощения в камне?
Наталья Оринго
gillyflower
Втр, 22/06/2021 - 12:45
Эрикола
Втр, 22/06/2021 - 13:31
ironmary
Втр, 22/06/2021 - 13:43
Тalae
Втр, 22/06/2021 - 14:40
Natasha Dziuba
Втр, 22/06/2021 - 14:57
Mikurianka
Втр, 22/06/2021 - 20:20
Iro4ka
Втр, 22/06/2021 - 20:59
Svit.AM
Втр, 22/06/2021 - 21:44