Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Я просто без ума от Гарри!

Эту песню начинали играть оркестры лондонских ресторанов XX века, когда в зале появлялся Гарри Селфридж. Непревзойденный король маркетинга и человек, который возвел шопинг в разряд удовольствий.

Если вы, как и я, еще не читали книгу Линди Вудхед и не смотрели красочный британский сериал «Мистер Селфридж», предлагаю познакомиться с этим гением прямо сейчас. Ведь это благодаря ему весь мир узнал, что «клиент всегда прав».

Всемирный день защиты прав потребителя неслучайно отмечают 15 марта. В этот день в 1909 году распахнул свои двери легендарный универмаг Selfridge's на Оксфорд-стрит, а жизнь лондонцев разделилась на до и после.  Чтобы вы лучше понимали масштабы события, расскажу о торговле тех времен. У покупателей не было возможности посмотреть и уж тем более примерить, например, одежду, так как весь товар располагался в шкафах за спиной продавца. Если по вашей просьбе его достали, то, будьте любезны, или покупайте, или попадете в крайне неловкое положение. Одно-  и двухэтажные магазины были чуть ли не единственным местом, куда дама могла попасть без сопровождения мужчины. Но даже подъем на второй этаж в облаке из кринолина не сулил ничего приятного. Не говоря уже о банальном дефиците дамских комнат.  На рубеже XIX–XX веков каждый магазин обслуживал только представителей определенного социального класса, с покупателями никто не церемонился, а цены зависели от настроения продавца.

608ae7cd05beff54f58efcba143130bb.md.jpg

Селфридж открыл лондонцам манящий мир шопинга, полный соблазнов и удовольствий, на территории 24 тысячи квадратных метра, залитой светом, музыкой живого оркестра и волнующими ароматами.  На верхние этажи магазина покупателей доставляли шесть роскошных лифтов.

df2600d956e8573c6cc92b0ff679fb80.md.jpg

Неудивительно, что в день открытия на ранее нелюдимой Оксфорд-стрит негде было яблоку упасть. С порядком едва справлялись тридцать полицейских. На улице в ожидании томились аристократы и работяги – никогда раньше они не могли пересечься в одном магазине. И это того стоило - в честь открытия гости получили в подарок серебряные подвески-ключики. Ключи от мира удовольствий, где всегда рады каждому посетителю.

e20c1c01f0800e578ff63862f2904681.md.jpg

bef4585ab1a79a01041643e2a6a7c9ee.md.jpg

Два десятка витрин (двенадцать из них были защищены от улицы самыми большими стеклами в мире) были задрапированы бледно-розовыми шелковыми занавесями. Ровно в девять занавеси одновременно упали. По толпе пролетел гул - каждая витрина представляла собой отдельную сцену с актерами-манекенами (до Селфриджа так никто не делал). 

95d6b436899fed0f8fcf6479422cbf65.md.jpg

В первый день Selfridge's посетили 90 тысяч человек! День, который навсегда изменил мир торговли.

e976c85a7952957e6df723a07ab6e186.md.jpg

Кем был Гарри Селфридж и откуда он появился в Лондоне? Фраза «предпринимателем нужно родиться» еще в большей степени относится к профессии маркетолога. История Гарри яркий тому пример.  Американский парнишка с детства знал, что деньги достаются тяжелым трудом, а также отличался неуемной энергией и, как бы сейчас сказали, креативным мышлением.

В двенадцатилетнем возрасте Гарри выпустил собственную газету для мальчиков и продал в ней местной стоматологии страницу рекламы. Вскоре газета закрылась, а стоматологи так и не заплатили Гарри 75 центов. Тогда мальчик пришел и в счет этой суммы удалил себе больной зуб. Позже он доставлял газеты, работал младшим продавцом в галантерее, счетоводом в банке...

Пока не устроился работником склада самого крупного универмага в Чикаго Marshall & Co. С первого же дня Гарри атаковал консервативного владельца своими новаторскими идеями. Тот скрепя сердце соглашался и с удивлением отмечал, что они работают. Благодаря Гарри уменьшили высоту прилавков для удобства людей невысокого роста, а сам товар переместили из ящиков под стекло. Впервые в истории торговли витрины магазина оставались подсвеченными на ночь, появилось понятие «сервис с улыбкой» и мотивирующие объявления «До конца рождественской распродажи осталось ... дней». На первом этаже Гарри открыл чайную. Женщины, ранее довольствовавшиеся лишь домом и воскресным посещением церкви, могли, не нарушая рамок приличия, выпить чаю с подругой здесь же, при магазине. Но чикагский магазин не мог предоставить Селфриджу той свободы, что требовалась для реализации его идей. Имея на руках 13% акций Гарри увольняется и пробует начать свое дело.  Увы, безуспешно: «Мне крайне тяжело соревноваться со своими же людьми, с которыми я провел столько счастливых, захватывающих лет. Я пытался подавить это чувство, но оно только возрастало».

Пятидесятилетний, красивый, энергичный не по годам Гарри Селфрилдж отправляется в Лондон, чтобы создать там новую вселенную.  Европа по части торговли сильно уступала Амеркие.

«Магазин, в который вы ходите каждый день, должен быть также хорош, также благороден, как церковь или музей».  Он получил имя своего владельца – Selfridge’s. И, признаться, выглядел куда привлекательнее музея или церкви. Он практически не отличался от современного торгового центра – здесь была гардеробная, парикмахерская, салон для бритья, ресторан, курительная комната, библиотека, детская комната и комната тишины — помещение с приглушенным светом и комфортными диванами. Кстати, она существует и по сей день. Здесь не пользуются телефонами, не разговаривают и ходят разутыми.

5827d65b07fcba657c178a1f81fb6e89.md.jpg

У Селфриджа было достаточно средств, чтобы раздобыть для магазина телефонный номер «1». Информбюро универмага обрабатывало 40 тыс. звонков в день.

У невероятной популярности магазина были понятные современному читателю и невиданные для 20 века предпосылки. Революционные распродажи с 50% скидками, подарочные сертификаты, красивая упаковка любого товара, витрины, которые можно сравнить с произведением искусства, реклама, которая занимала целые полосы газет. Гарри лично вел расчеты о продажах, посещениях, знал портрет своего покупателя. Просчитал, что в брюках официантка делает на 9 шагов в минуту больше, чем в юбке. В масштабах заведения с тысячами столиков это было важно.

e94c0f82cdd8e7361ee75b21d21ad9ad.md.jpg

Селфридж обожал цветы и ароматы. Именно он придумал привлекать ими покупателей. Впервые в торговле стали использовать ароматизацию помещений, распыляя духи и расставляя в залах живые цветы.

fb4ee61a17c9ac1c5bc74b593df02b59.png

77e61dea2bd3ec8ce77081e8e668e8ba.jpg

3e9172d2d35aa0c352bf0c8dd4242fd1.md.jpg

Отдел с косметикой и парфюмерией Elizabeth Arden

f5c4233bfe7bdef5b36647ccb08c2f80.md.jpg

Так британский бизнесмен американского происхождения Гарри Селфридж превратил поход за покупками в наслаждение.

Ни роскошный универмаг, ни его хозяин не могли поддерживать столь высокую планку без тщательной организации.  Селфридж был одержим временем и знал его цену: Гарри открыл свой универмаг в 51 год. Часы Селфриджа всегда спешили на пять минут, чтобы, как он говорил, «у него было пять минут в запасе». А на стене красовалась табличка: «Нет большего веселья, чем работа». В шикарном кабинете Селфриджа не имелось стульев для посетителей, чтобы те не засиживались.

144cca32a7075c301d334636fb7c4c78.md.jpg

История Гарри Селфрилджа с грустным концом. В мире больших денег большие соблазны, которым не могут противостоять даже короли торговли. Не буду спойлерить, вдруг вы решите скоротать время за просмотром сериала. Скажу лишь, что в жизни великого предпринимателя были и любовь, и страсть, и азарт.

Наталья Оринго

Sunnyray
Втр, 25/06/2019 - 00:09

Спасибо, Наташа, я не слышала об этом сериале, надо будет поискать. А ещё есть британский сериал Дамское счастье (The Paradise). Там тоже про первый в Лондоне универмаг.
Mallow
Втр, 25/06/2019 - 00:24

Да-да, мне так нравился сериал ВВС "Дамское счастье" , адаптация романа Золя , ну очень жаль, что его закрыли... пишут, что не в последнюю очередь из-за бОльшей популярности "Мистера Селфриджа".) Надо посмотреть, это очень интересная тема! Спасибо, Талочка.)
Наталья Оринго
Втр, 25/06/2019 - 01:14

Роман "Дамское счастье" появился благодаря Аристиду Бусико, человеку, который открыл первый универмаг в мире. Как и Селфридж, он автор многих интересных маркетинговых идей. Его детище - парижский "Au Bon Marche", ныне "Le Bon Marche". В стенах этого универмага Золя собирал материал для будущего произведения.
Бусико - яркая личность в истории торговли, но для образа героя, удерживающего интерес зрителя на протяжении 4 сезонов, Селфридж подошел лучше. Игрок и любимец женщин против добропорядочного семьянина (любовная линия у Золя выдуманная).  Видимо потому такой рейтинг у британского сериала.
Kitty04
Втр, 25/06/2019 - 15:09

Огромное спасибо за статью, Тала! Очень увлекательно и интересно, я не знала этой истории. Обязательно почитаю и посмотрю, благодарю за рекомендацию!
oleley
Втр, 25/06/2019 - 23:39

Очень интересная история! Спасибо большое!
Matitilda
Чт, 27/06/2019 - 10:20

Спасибо за такую интересную статью!
Mikurianka
Пт, 28/06/2019 - 21:16

Спасибо, что познакомили с мистером Селфриджем. Прочитала запоем, интересно и сточки зрения обзора той эпохи и с точки зрения истории маркетинга.
dora2014
Пт, 05/07/2019 - 13:39

Спасибо за статью :) Просмотрела британский сериал - очень понравился :) И как это я его раньше пропустила ?