Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Ювелирное искусство ХХ века, как зеркало истории

История ювелирного искусства исчисляется тысячелетиями, и каждый день был значимым, хоть и являлся лишь песчинкой в этом отрезке времени. Если говорить о глобальном влиянии на ход событий, тут все просто – угрозой для всего живого (сложно найти более одухотворенное ремесло), всегда является война.   

И, несмотря на глобальное название, Вторая мировая по-разному повлияла на ход событий на Западе и в странах бывшего СССР.

Начавшаяся уже второй раз за столетие война сказалась на производстве ювелирных изделий в Европе. Драгоценные металлы снова стали редкими, а поток камней уменьшился из-за перебоев с поставками южноафриканских бриллиантов, вьетнамских и бирманских рубинов и сапфиров.

Пауза в ювелирном производстве Европы затянулась на годы. Массированные бомбовые удары по промышленным центрам Англии и Германии нанесли непоправимый урон. Мастера, если не были призваны на фронт, работали на военном производстве. Документов о ювелирном производстве 1940-х годов почти не сохранилось, поскольку архивы ювелиров, их эскизы, фотографии и описания были уничтожены во время войны. Несколько лучше дела обстояли во Франции.  Старые украшения переплавлялись и создавались новые, с крайней бережливостью использовались драгоценные камни из довоенных запасов. Украшения этого времени характеризуются отсутствием новых идей. Мастера эксплуатировали довоенные модели -  массивные, из золота с бриллиантами и синтетическими рубинами, сапфирами. Только на смену россыпи самоцветов пришли небольшие камни в малых количествах.

f93983b502f40610ea86b8920ac34273.md.jpg40717ea851d07f619b7f66b0e2e53baa.md.jpg

В фокусе внимания оказались более доступные цитрины, аквамарины, аметисты и топазы. При равных форме и объеме украшений, их вес стал меньше, поскольку они были изготовлены из тонкого листового золота. Украшения низкого качества были полыми внутри либо делались из тончайших золотых листов, приклеенных к пластинам цветных металлов. Создавались новые сплавы, повысилось содержание меди в 9-, 14- и 18-каратном золоте.

Но уже одно такое украшение кардинально меняло женский образ того времени. Женственные наряды 1930-х годов сменились строгими приталенными костюмами с прямыми юбками до середины колена и длинными, плотно облегающими жакетами с подкладными плечами. Броские массивные украшения этого периода отлично гармонировали с такими нарядами. Объемные клипсы на лацканах пиджака или по углам квадратного выреза уравновешивали выступающие подкладные плечи. К строгим костюмам идеально подходили широкие браслеты и парадные кольца.

5e725dac374dd0c31eba40c3c1a3ade6.md.jpg

249f7af26ccaf0700193d17b91bc17f0.jpg

 

Зато после периода вынужденных лишений в моду вернулись яркие цвета и дорогие материи, а силуэт с широкими плечами уступил место более женственному и игривому. Изменилась и мода на ювелирные изделия. Массивные геометрические украшения начала 1940-х годов сменились изделиями из золота с натуралистическими мотивами. Ювелиры снова во множестве использовали драгоценные камни, вставляя их в золотые оправы с узорами из завитков, складок, узелков, напоминающие тюль или кружево. Геометрические формы ар деко уступили место объемному и замысловатому дизайну. Люди с энтузиазмом откликнулись на образы экзотических цветов, птиц, животных. На все то, что напоминало о жизни во всей ее красоте.

357f8a4dbc57a2c949d4f0926d95166a.md.jpgee9165d6a7cd734602d8015792247ac6.md.jpg

4a10797b9768d94d7fd2287d228ac235.jpg

04609e3dc8750d8474e33a2c6b184116.jpg

1950-е годы породили множество разнообразных течений. Абстрактное искусство и сюрреализм, авангардные движения - дизайн стремился к свободным, легким, простым, базовым и функциональным линиям. В дизайне ювелирных изделий стали появляться изогнутые, свободные линии, соответствовавшие моде того времени.

Если в течение 1940-х годов ювелирные украшения для волос не считались модными и, в первую очередь, уместными, то в 1950-х тиары вернулись в моду. Однако специально тиары больше не изготавливались - их роль играли ожерелья, надетые на специальные неподвижные металлические рамки.

Среди полудрагоценных камней наибольшим спросом пользовались кораллы и бирюза. Самым популярным металлом оставалось золото: белое, серое, желтое, зеленое, розовое и красное - завязанное бантами, сплетенное в кружевные розетки, вытянутое в перевитую проволоку.

3c9f749f3e11ba594a6f1b2b445b647d.md.jpg299c992714be4478f8e95c15dc0212d2.md.jpg48da6f8526818083d19d7f68b61ced1e.md.jpg

 

Из драгоценных камней предпочтение отдавалось бриллиантам, часто в сочетании с рубинами и сапфирами. Полудрагоценные камни - аметисты, цитрины, топазы и бирюза - зачастую комбинировались с драгоценными. За возрождением в 1954 году Дома «Chanel» последовала мода на жемчужные нити.

Украшениям 1950-х годов, безусловно, не хватает новаторства в дизайне и их легко можно узнать по наличию золотой проволоки, гладкой или витой, и по легким и подвижным каскадам бриллиантов. Но роскоши им не занимать - вечерние украшения выполняли из платины, белого золота или палладия в форме каскадов и фестонов с алмазами огранки «груша», «маркиз», «багет».

3cd984e76fbd6a33840027e9ef205fc0.jpg

 

На просторах нашей страны негативные изменения произошли еще в начале ХХ века. После революции 1917 г. развитие ювелирной отрасли сильно затормозилось, Октябрьская революция нанесла главный удар ювелирному делу. Одна за другой обрушиваются на ювелирные фирмы волны экспроприаций, ювелирные магазины подвергаются постоянным грабежам.

Страна испытывала валютный голод. Кустарные производства, выпускавшие простейшие изделия - обручальные кольца, нательные крестики, броши, цепи, браслеты, не могли удовлетворить аппетиты власти. В 1919 был выбран курс на поделочный камень. Его запасы были огромны и этот материал имел устойчивый спрос на Западе. «Каменный период» в истории отечественного ювелирного дела продлился вплоть до конца 1930-х годов.

56845103da95fc64e132660248ce89b3.md.jpg

В это же время художники-конструктивисты стремились противопоставить показной роскоши буржуазного быта простоту новых предметных форм, не оставляя при этом никаких шансов для развития ювелирного искусства.

«Женский журнал» за 1926 год задавал вопрос: «Не пора ли нам пойти своими собственными путями и в области построения одежды, как и в прочих областях? Может ли женщина советской страны довольствоваться «заграничными модами»?» Государство по-прежнему придерживалось политики создания собственной моды, альтернативной западноевропейской. Силы были брошены на создание «нового и изящного фасона женского костюма», а ювелирное дело не воспринималось как вид искусства.

ae3689e70f4b184e749b33f7e404bbf2.jpg

В целом ювелирная отрасль еще долго оставалась самой слабой в стране, прежде всего потому, что «…ювелирное дело находилось в состоянии неопределенной и невыясненной роли в будущем быте… Оно потеряло своих основных заказчиков – церковь и буржуазию» (Оршанский П. Художественная и кустарная промышленность СССР, 1917–1927). Оно стало символом старого, отживающего мира.

Реально производство ювелирных украшений в Стране Советов возобновляется только в начале 1930-х годов, когда государству удается достичь некоторой экономической стабильности и появляется спрос на этот вид продукции. Если в 1920-е годы официальный и парадный женский костюм украшали почти исключительно ордена или знаки о высшем образовании, то с середины 1930-х годов появились броши из цветного поделочного камня в традиционной сканой оправе, цепи, бусы и наборные колье с цветными камнями.  Вместо эгретов, длинных ожерелий и сотуаров западноевропейских модниц, наши женщины и девушки ограничивались скромными шейными украшениями.

eec93b6221ce022dac9a005b2eb1be4e.jpg

Последующая война вычеркнула ювелирное искусство из круга интересов как власти, так и населения до середины 1950-х. Лишь, когда многомиллионная страна расправила плечи, можно было говорить о возрождении общества в целом и искусства в частности.

В 1950-х произошло оздоровление советского декоративного искусства. Интерьер стал свободным, наполнился светом и воздухом, вещи приобрели естественность. Произошло сближение искусства с жизнью. На смену старомодным ювелирным изделиям приходят вещи более демократичные по характеру. В украшениях того времени нет подражания дорогим материалам или композиционным приёмам старинных изделий. Художники стремятся показать в них красоту металла, керамики, стекла или эмали.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда дорогие изделия из драгоценных материалов предназначались для массового потребления, а недорогие — из недрагоценных материалов — для специалистов-историков и экспертов и узкого круга ценителей.

de690c65f3a8d41468cb83cc382a195a.jpg

Изделия из драгоценных материалов по своему художественному уровню перешли в разряд бижутерии, а произведения художников-ювелиров из недрагоценных материалов стали средоточием не материальных, а художественных ценностей.

Наконец, в конце 60-х годов впервые делаются попытки скоординировать работу художников разных специальностей - например, модельеров женской одежды и ювелиров. В начале 70-х годов ни на одной выставке или просмотре одежды нельзя обойтись без соответствующих ювелирных украшений, они стали органическим компонентом современного женского костюма.

f6da4ec3a185e5dd6c8fa0f0a5b1403d.md.jpg

Как видите, важно не только создать что-то новое, но и уметь сохранить, что имеешь. Хотя деятельность ювелиров старой школы не смогла дать импульс изменениям в новых условиях, именно благодаря ей были сохранены ремесленные традиции, как основа нашего ювелирного искусства.

Наталья Оринго

Loana
Пт, 10/05/2019 - 12:49

Спасибо, очень интересный обзор.