Что главное для мастера? Служителю искусства на самом деле нужно немного — чтобы творчество приносило радость и Муза не забывала. Слава и признание не обязательный элемент счастья, но очень волнительный и приятный. Ведь одно дело оценивать свой труд самому и совершенно другое услышать мнение окружающих, часто искушенных ценителей и строгих критиков. А если еще и награду вручат — это ли не мечта?
Сегодня расскажу о трех главных ювелирных мероприятиях, о визите на которые каждый ювелир грезит, как Золушка о королевском бале. Откровенно говоря, размах их проведения превосходит даже сказочные, не говоря о монарших. А также поговорим о награде, которую в творческом кругу называют «Оскаром для ювелиров». Поехали?
Начну с арт-выставки, Европейской ярмарки искусства TEFAF. Проходит она в Маастрихте, Нидерланды. Каждый год свои работы на это мероприятие привозят выдающиеся представили разных художественных дисциплин, от антикваров и больших живописцев до ювелиров, но пройти жесткий отбор удается немногим. Ярмарке 35 лет, она гораздо моложе двух выставочных гигантов – Baselword и Biennale, но все же привлекает дилеров, кураторов музеев, коллекционеров, дизайнеров и многих других людей со всего мира.
Началось все с идеи объединить под одной крышей мастеров и торговцев антиквариатом, произведениями искусства. У истоков стояли восемь представителей этой нишевой отрасли, стремящихся приумножить свое влияние на рынке: четыре голландских и фламандских торговца картинами и четыре продавца антикварной мебели, фарфора, ювелирных изделий и серебра. Идея заключалась в том, чтобы создать некоммерческий фонд, чтобы прибыль возвращалась на ярмарку.
Первый же день дал все основания полагать, что ярмарку ждет успех: перед закрытыми дверями выстроилась очередь из двухсот мужчин в парадной одежде. Дальнейшее развитие позволило основателям проводить на базе ярмарки выставки, создавать благотворительные организации, проводить гранты на сохранение музеев и пр.
Главное отличие TEFAF от подобных мероприятий состоит в ее ориентировании на произведения высокого искусства. Каждый экспонат проходит тщательную проверку перед выставкой. Потому покупатели могут быть уверены, что получают действительно ценную вещь. Потому TEFAF всегда в фокусе внимания у ведущих музеев мира, а музейных специалистов среди посетителей не меньше, чем обычных ценителей и миллионеров. Соседство же двух искусств- современного и старинного – позволяет гостям взглянуть на творчество с высоты эпох.
La Biennale куда более яркое и театральное мероприятие. Являясь культовым и престижным событием на протяжении более шестидесяти лет, выставка La Biennale создала сеть дилеров, международных галерей и роскошных ювелирных домов по всему миру. Вначале выставка носила название «Foire des Antiquaires» (Ярмарка антиквариата). Идея французской ярмарки антиквариата возникла в 50-х годах, по инициативе новоизбранного председателя Syndicat National des Antiquaires (Национального союза антикваров) Пьера Вандермеерша. На ней собирались ценители и коллекционеры произведений искусства, для которых в первую очередь важны красота и престиж выставочных экспонатов.
Чтобы подчеркнуть исключительность публики и самих произведений, La Biennale тратит колоссальные деньги на декорации, освещение, угощения и развлекательную программу, привнося элементы шоу. Именно La Biennale гости потом вспоминают с легкой грустью, как порой грустят о безвозвратно ушедшей молодости с ее весельем, красотой и легкостью бытия. С тем лишь отличием, что французская выставка проводится вновь и вновь. Каждые два года в сентябре Biennale des Antiquaires в Париже представляет любителям ювелирных изделий и антиквариата одно из самых богатых зрелищ изобразительного искусства. Парижская Биеннале антикваров не похожа ни на Женевский салон высокого часового искусства, ни на Базельскую часовую выставку. Это куда более театральное мероприятие, приятное времяпрепровождение без громких ювелирных премьер.
Ведущим же, на мой взгляд, моно назвать легендарный Baselworld. Сегодня это крупнейшая и самая масштабная выставка в мире, на которой представлены люксовые часы и ювелирные украшения. Хотя начиналось все в 1917 году с павильона площадью 6000 кв. м., заполненного преимущественно мастерами часового дела. Первая выставка называлась Schweizer Mustermesse Basel (MUBA). Mustermesse в переводе с немецкого означает «ярмарка образцов», слово, идеально характеризующее начало этой выставки, которая стала самым важным ежегодным собранием часовой индустрии в мире. Среди первых экспонентов были часовые бренды Tissot, Thommen, Longines и Ulysse Nardin.
Лишь в середине прошлого века начали появляться первые ювелирные экспозиции мировых брендов. Такие гиганты как Chopard, Cartier, Bulgari, Pasquale Bruni демонстрировали публике, что не украшениями едиными могут удивить искушенного зрителя.
А для небольших независимых дизайнеров масштаб и проходимость мероприятия были счастливым билетом в мир славы и признания. Экспансия ювелирных изделий на Baselworld началась в конце 1980-х и начале 1990-х годов, а в 90-е годы произошел настоящий взрыв. Со временем на выставке начали появляться бренды, не имеющие вообще никакого отношения к часовому делу. Например, Микимото посетил Baselworld в 1999 году.
32 этажа выставочной башни предлагают участникам и гостям 160000 кв.м. площади для торжества роскоши и блеска. Одно мероприятие привлекает более 100000 посетителей и для брендов это более чем убедительный аргумент приезжать на выставку не с простыми коллекциями, а предвосхищать ожидания покупателей необычными идеями, новыми технологиями. Именно на BASEL в 2000 году Фаваз Груози представил свою коллекцию с черными бриллиантами, запустив новый тренд по всему миру. Именно на BASEL можно ощутить пульсирующую энергию, толкающую мастеров на все новые и новые свершения. Это настоящий муравейник, просто очень дорогой.
Кто-то не представляет жизни без светских вечеринок и выставочных павильонов, ярких бриллиантов и «звонких монет», а кто-то считает, что лучшей наградой за труд может быть премия, но какая!
Церемония Cartier Memorial Award из года в год вызывает такой накал эмоций, что пролет Леонардо Ди Каприо с очередным Оскаром покажется мелочью жизни. Чтобы получить эту награду, нужно действительно быть лучшим из лучших. Нередко бывает такое, что жюри не могут назвать победителя, соответствующего всем критериям. За 63 года церемонии награда Cartier была вручена всего 40 раз. Хотя есть счастливчики, отмеченные наградой повторно. Например, британский эмальер Фред Рич четырежды удостаивался премии Жака Картье. Вот его творение 2021 года: в двух этих вазах более 100 метров перегородчатой проволоки из 22-каратного золота.
А это победитель 2017 года, Пол Джонс, который получил награду за уникальную модель настольных часов с вращающимся циферблатом. Как видите, эти имена не украшают витрины магазинчиков на Вандомской площади, но награда нашла своих героев.
Наталья Оринго
Sunshine
Чт, 08/12/2022 - 00:02