Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

За сценой — свет, на сцене — тень...

Тени, которые отбрасывают люди и предметы, рождают причудливые образы, могут создавать иносказательный язык. Театр теней существует и как отдельный вид искусства, и как художественное средство выразительности на театральной сцене, в том числе и на сцене театра кукол.

Театр кукол давно уже перестал включать в себя только куклы: теперь это и актёры в живом плане, и маски, и руки, и предметы — и тени. Поиски вариантов обновления существующих сценических форм в XX веке привели к первым экспериментам в театре кукол, имеющим полистилистические черты. Предпосылки к началу экспериментов с сочетанием кукол различных систем и других средств выразительности были заложены в самой традиции театра кукол, так как неразрывно связаны с ее возникновением. Переосмысление традиций и сознательное синтетическое соединение тех элементов, которые в традиционном театре кукол были слиты изначально, положило начало зарождению новых сценических форм.

e4d784170a4218ef4ad97907ecdaa02e.md.jpg

 

С чего же всё началось? Одним из источников развития искусства театра кукол является народная религиозная и бытовая культура, а в частности — традиционные обряды. Каждый народ в силу особенностей своей истории и культуры имеет свои древние верования и собственную систему обрядовости. Объединяющим фактором явилось использование в традиционном обряде ритуальных предметов, фигурок, масок. Также использовались маски и тени: например, яванский театр возник на основе ритуала поклонения умершим предкам, в котором применялись теневые представления.

643ca96bf638719566dd71651944f1e1.md.jpg

 

На протяжении многих веков искусство ваянга (традиционного театра теней) являлось неотъемлемой частью жизни людей на островах Ява и Бали, а также важной частью индонезийской культуры. Слово «ваянг» означает одновременно «театр» и «тень», и представления театра теней были ритуальным действом, а осуществляли его жрецы и шаманы (позже стало известно название «даланги»). Известно, что ещё в XVIII веке в таком театре теней разыгрывались сцены из индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».

c0ee9802b89da00c269908373bbf53ea.jpg

 

Для представлений «ваянг кулит» теневых кукол вырезают, как правило, из кожи буйвола (ваянг-пурво). Кожу растягивают так, чтобы она стала тонкой, почти прозрачной, выбивают специальными инструментами тончайший сквозной узор, потом промасливают и раскрашивают. Кожаные фигурки делают с подвижными сочленениями, к которым прикрепляют палочки. Актер держит палочку в руках, а куклу приставляет к экрану или водит ею возле него. Из глубины сцены на экран подается свет, и цветные тени ажурных, тонко вырезанных кукол выглядят фантастически красиво на освещенном полотне. Звуки народных деревянных инструментов яванского оркестра гамелан усиливают торжественность действия. Есть также представления «ваянг голек», для которых используются объёмные деревянные куклы.

4ecd6227798b3b02575881d6441b0076.md.jpg

 

Переход от культа к культовому театру произошел в Древней Греции, Риме и Египте, где празднества в честь богов сопровождались театрализованными постановками на тему их жизни. В Греции это был праздник Диониса, в Египте –— празднество в честь Осириса и Исиды (VI –VII века до н. э.). Точно так же, как традиционен, консервативен был обряд, традиционными оставались и многие проявления народного комизма и юмора. Для народного театра кукол характерен интерес к традиционным сюжетам — это утверждение справедливо как по отношению к площадным комедиям, так и к рождественским мистериям и эпическим пересказам. Примером такого рода представлений является комедия Пульчинеллы и ее аналоги в других странах Европы, включая Гиньоля и Петрушку. В Германии таким героем был доктор Фауст, и традиционное представление с его участием часто включало повторение всего показанного сюжета в теневом театре. Эту особенность можно считать одной из традиций, стоявшей у истоков соединения театра кукол и театра теней.

f6c47e3cb131313a6e2133faf3a982c7.jpg

 

Теневой театр был обширно распространён в странах Азии, где он также носит традиционный характер. Считается, что Китай является его родоначальником. Теневой театр стал особенно популярным в начале династии Сун (960-1279), когда праздники были отмечены представлениями многих пьес. Во время династии Мин (1368-1644), было от сорока до пятидесяти шоу теней в одном только Пекине. Главной особенностью были куклы: сложные в управлении, на них даже приходилось по три актёра! Их делали из тонко выделанной кожи, окрашенной так, чтобы кукла отбрасывала цветную тень. Сейчас кукол также производят, в основном, из ослиной кожи, но вот управление изменилось, и порой один актёр управляется с несколькими персонажами. Всё, конечно, зависит от характера спектакля.

В Японию искусство театра теней пришло из Китая: изначально для представления вырезались специальные бумажные фигурки, и на огромной деревянной раме, покрытой белоснежной тканью, танцевали и пели герои сказок и эпоса. За сценой находились актеры, которые управляли куклами-марионетками с помощью специальных веревок или тонких палок из бамбука. Японцы в основу представлений ставили мифы, легенды, фольклор, а вместе с куклами в игру были вовлечены живые актеры, облаченные в черную одежду.

50631f5e143ff52a0a696f4933bfcfdf.jpg

 

Эти традиционные виды искусства проникли в театр кукол, который мы знаем у нас, на фоне масштабных художественных экспериментов в XX веке. Новые тенденции на анимационной сцене показали себя универсальными в плане широкой тематики, свободной полноты выражения творческой мысли и наличия большого количества сценических приспособлений. Благодаря этому мы знаем театр кукол таким, какой он есть сейчас: с использованием кукол с различными механизмами, масок и актёров-людей в теневом театре; с использованием сложных декораций и детализированных теневых марионеток. Театр теней стал не просто понятным нам видом искусства, но и художественным инструментом внутри современного театра кукол.

77064430896073c7efd0a9a04dcddb91.md.jpg

Фото: «Щелкунчик и Мышиный король»

155fb97219be232ab216e2013c689ecf.md.jpg

Фото: «Золушка»

b75a5e2cd00e41b70962ec7fbd82cd13.md.jpg

Фото: «Мастер и Маргарита»

 

Театр теней, как и театр кукол — это совершенно волшебное действо, которое творится при участии зрителя и не обязательно предназначено только для детей. А вам нравятся спектакли в таком театре для взрослых?


Алёна Минакова для Оринго оринго 2

Yul0k
Втр, 21/09/2021 - 19:11

В детстве помню кукольный не любила совсем. Повзрослев , смотрела в Харьковском кукольном несколько взрослых спектаклей. Что-то не зашло совсем, что-то понравилось. Смешенный жанр интересный, но все очень зависит от сценария и актеров
Anna Pavlova
Втр, 21/09/2021 - 21:51

На дорослих спектаклях такого жанру поки що бувати не доводилось. А от у дитинстві, в початкових класах відвідувала секцію лялькового театру)) Там, зазвичай ставили різні народні казки. Дуже цікаво було взаємодіяти з ляльками із пап’є-маше)) Пам’ятаю дуже добре одну зі своїх «наймасштабніших» ролей у першому класі - Колобок))) Було круто! А з сином дома робили театр тіней - це так весело! Гадаю, що такі дійства обов’язково повинні мати місце і в дорослому житті, ще б знайти на це час! Дякую, що нагадали!
MariaTR
Втр, 21/09/2021 - 23:01

А я чомусь такий театр тіней згадала) https://youtu.be/5ghwjN13vPU
Minakova
Чт, 23/09/2021 - 08:51

Юлия, в детстве и мне не заходило, а потом я даже отучилась на кукольницу))) На самом деле сейчас спектакли театров кукол очень разные, больше шансов найти что-то "своё". А наш харьковский театр по праву считается самым лучшим в Украине, и у нас самый большой репертуар спектаклей для взрослых.
Minakova
Чт, 23/09/2021 - 08:53

Анна, очень рада, что напомнила) Делать театр дома очень здорово! Тем более театр теней, по-моему, это самое простое, но и увлекательное))
Minakova
Чт, 23/09/2021 - 08:54

Мария, театры теней бывают разные, в том-то и прелесть) Просто у меня была тема именно про театр кукол, как специализация, что ли.