Винная дегустация сама по себе приносит всегда новые впечатления. Но стоит немного сместить акценты и убрать один из органов чувств — и сравнение вин приобретёт совершенно неповторимый оттенок!
«Слепая» дегустация призвана оценить вино максимально объективно: потому что наш мозг всё-таки играет с нами в игры, и в результате на восприятие вина влияет информация о нём, этикетка, цена, статус, цвет, страна производитель, ноты, которые диктует нам сомелье, и Бог знает, что ещё. Так и получается, что не все вина равны — некоторые ровнее. Однако, когда весь этот пласт информации мозгу не предоставляется, ему приходится самому поработать и выдать наиболее объективное суждение. Мы опираемся на наши органы чувств: изучаем цвет и текстуру вина, вдыхаем аромат, пробуем на вкус — и получаем впечатления более чистые, да ещё и приправленные остротой неизвестности. Настоящее приключение для любителя вин!
Конечно же, дегустация вина «слепая» не в прямом смысле: никто не завязывает глаза дегустаторам. Бывает, что и завязывают, но дегустации такого типа скорее сделаны для шоу, потому что они призваны вызвать ажиотаж и ввести в заблуждение дегустаторов. Отсюда и рождаются заявления о том, что «на вкус белое не отличить от красного», что дорогие вина не отличаются от дешёвых и так далее. Мозг всё равно оказывается обманут: ему подсовывают одно под видом другого, чтобы запутать, а не ради объективной оценки вина. Например, в 2001 году в университете Бордо испытуемым предложили оценить белое и красное вино, при этом во всех бокалах было одно и то же белое, просто подкрашенное для вида. Участники описывали вина как разные, причём красное, по их словам, было насыщенным и полнотелым. Это чистый обман, и к дегустации не имеет никакого отношения.
И всё-таки, слепая дегустация — занятное времяпрепровождение. В ходе её может оказаться, что статусное вино не такое яркое, как ожидалось. На ум сразу приходит знаменитый Парижский суд, он же «Judgment of Paris» и величайший провал великих сомелье, произошедший в 1976 году в Париже. Вкратце, британец Стивен Спурье привёз во Францию калифорнийские вина, с некрасивой целью показать их в плохом свете в сравнении с французскими винами. В этой дегустации принимали участие очень уважаемые люди: Пьер Брежу, генеральный директор института апелласьонов, Юбер де Виллен, совладелец Domaine de la Romanée-Conti, Одетта Канн, редактор La Revue du vin de France, и еще несколько влиятельных винных экспертов. Никто не сомневался в победе лучших образцов Бургундии и Бордо. Но случилось непоправимое: слепая дегустация прошла честно, а великие эксперты перепутали французские вина с калифорнийскими. Американцам выставили лучшие оценки, и когда ситуация прояснилась, случился грандиозный скандал, в ходе которого некоторые из судей и вовсе отказывались от своих хвалебных отзывов. Об этом инциденте есть даже фильм «Бутылочный шок», где Стивена Спурье сыграл Алан Рикман.
Кадр из фильма «Бутылочный шок»
Как организовать слепую дегустацию для себя дома, пока нет возможности посетить её в ресторане? Начните с определения темы. Это могут быть вина из одного региона, или вина из одного сорта из разных регионов и стран; могут быть вина одного цвета разных сортов; могут быть вина одной ценовой категории; или одинаковые вина по типу (мадеры, портвейны, сотерны и т.д.). Только после этого можно будет отправляться в магазин за вином. Если вы организовываете дегустацию с друзьями, интереснее будет, если каждый принесёт 2-3 бутылки по установленной теме.
Важны будут и организационные вопросы. Во-первых, вам понадобится помощь в приобретении вин, если вы хотите оставить себя в неведении о содержимом бокалов, так что логично наличие ведущего, который будет знать, где какое вино, и разливать его. Купленные бутылки нужно поместить в одинаковые мешочки или пакеты, чтобы скрыть этикетки. Пронумеруйте бутылки порядковыми числами, чтобы потом не запутаться, где какая. Во-вторых, вам понадобятся одинаковые правильные дегустационные винные бокалы. Чтобы объективно вынести суждение о вине, его нужно будет правильно подать, а без необходимой температуры и правильного бокала это невозможно. В-третьих, позаботьтесь, чтобы у вас была тетрадь, куда вы будете вписывать свои винные впечатления — чтобы потом было проще сравнить впечатления и определить победителей.
Далее всё просто: ведущий наливает охлаждённое вино всем участникам по порядку. Делать это нужно согласно винного этикета: если у вас присутствуют вина всех цветов и типов, то первыми наливают игристые, затем сухие белые, затем полнотелые белые, после идут розовые и красные: сначала лёгкие, потом полнотелые. Последними идут крепкие сладкие вина, как мадера, если они предусмотрены в сете. Кстати, обязательно озаботьтесь наличием чистой воды, она будет необходима для обновления рецепторов. Участники пробуют вино, записывают впечатления, а в финале выбираются вина-победители и наконец-то раскрывается вся информация об этикетках и ценах. В подобном формате в Харькове существовали Винные игры от сомелье Дмитрия Сапрыкина — всегда интересное уникальное действо! За вечер можно было продегустировать до 9 экземпляров, а победителями не раз становились вполне бюджетные вина, обходя по баллам дорогие и статусные. Кстати, если у вас будет возможность, приобретите для домашней слепой дегустации чёрные бокалы: тогда можно будет держать в секрете ещё и цвет и плотность вина вина, и не нужно будет никому завязывать глаза. Тогда остается ориентироваться только на свои ощущения, а потом удивляться новому опыту и неожиданным винным открытиям. Ведь когда раскроются карты (точнее, винные этикетки), может оказаться, что некоторые вина очень даже ничего — в хорошем смысле этого слова.
А вы бы хотели проверить свои рецепторы в слепой дегустации?
Алена Минакова для Оринго