Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Замечательные люди о замечательных людях

Герои серии "Жизнь замечательных людей" находятся в ней вполне заслуженно, с этим никто не спорит. Однако нередко авторы их биографий оказывались не менее замечательными личностями. О них - о великих, писавших о великих – сегодня и пойдет речь.

Подобные случаи в серии не так редки, как можно подумать. Самая известная книга серии о великом человеке, написанная великим человеком - это "Жизнь господина де Мольера" авторства Михаила Булгакова. Изначально биография носила название "Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений о драматургии". Оно не случайно такое длинное и запутанное - именно такими были названия большинства книг во времена самого Мольера. Булгаков работал над биографией год - с 1932 до 1933 года, и 8 марта сдал рукопись в издательство. А ровно через месяц получил ответ... Нет, редактору ЖЗЛ роман понравился. Но он счёл его слишком личным, слишком субъективным, в общем, по мнению редактора, Булгаков слишком любил Мольера и на этом основании просто не мог написать о нём объективно. Одним словом, Булгаков перестарался и сделал свою работу слишком хорошо... Вдобавок ко всему, книга в целом показалась редактору "немарксистской", и судьба её была, увы, решена - рукопись отправилась в стол и не покидала его до самой смерти Булгакова...

В 1956 году супруга писателя, Елена Сергеевна Булгакова, попыталась опубликовать роман о Мольере - привела рукопись в порядок и даже дала ей новое, чуть более скучное и простое название, чтоб наверняка приняли. Но - увы, не удалось и в этот раз... Биография Мольера увидела свет только в 1962 году - и сразу же была признана одной из лучших в серии.

0512575d20e7409ac69df61e7477f447.md.jpg

На фото: подвес "Дорога к свету"

 

Примерно в это же время начали появляться и книги авторства зарубежных писателей. И одним из первых вышел роман Ирвинга Стоуна "Моряк в седле" о жизни Джека Лондона. И для серии это было самым настоящим событием! Ещё бы - Ирвинга Стоуна считают отцом биографического романа. О ком он только неписал - о Ван Гоге и Микеланджело, о Дарвине и Фрейде, Аврааме Линкольне и Генрихе Шлимане... Но биография Лондона была особенной - ведь, по признанию самого Стоуна, именно лондоновский "Мартин Иден" вдохновил его на то, чтобы сделаться писателем. Так Стоун выразил признательность своему литературному учителю - а "Моряк в седле", попав в серию ЖЗЛ, заслуженно сделался её украшением.

07cbb2a4cb3020786d559a22cd686739.jpg

 

Шестидесятые годы, времена оттепели, были удивительно богаты на зарубежных авторов - в серии ЖЗЛ их книги стабильно выходили каждый год. В 1963 году увидела свет биография бразильского поэта Антониу ди Кастру Алвиса, написанная Жоржи Амаду, который уже тогда превращался в заслуженного классика... Если  об Амаду вы, вероятно, слышали и даже читали, то ди Кастру Алвис вам, скорее всего, неизвестен. И это несправедливо! А правильнее всего будет рассказать об обоих.

Ди Кастру Алвис считается классиком бразильской литературы, поэтом высокого уровня, в честь него называют улицы, ему ставят памятники... К сожалению, великая слава пришла к нему посмертно. При жизни же она была, конечно, но куда больше скандальная, чем поэтическая. Живший и творивший в середине XIX века, ди Кастру Алвис был самым настоящим пришельцем из эпохи Гёте и Байрона - неисправимый, свободолюбивый романтик, максималист, убеждённый аболиционист и борец с рабством, пылкий, страстный и беспокойный. И жизнь у него была прямо образцом романтической биографии - страстно желавший учиться, он провалился на вступительном экзамене, однако не сдался и пошёл в университет вольнослушателем; дружил с революционерами, основал общество борьбы с рабовладением и даже продвигал законы, смягчающие положение рабов; был страстно влюблён в театральную актрису, с которой у него был бурный роман и бурное же расставание, чуть не доведшее романтика Алвиса до суицида... И даже смерть у него была вполне по канонам романтизма - от туберкулёза в несправедливо малые 24 года.

Вот такую личность принялся описывать в своём романе мечтательный модернист Амаду - классик решил писать о классике. На то момент Амаду был уже состоявшимся писателем, причём писателем удивительным. Изначально он стремился писать в духе реализма, обличая ужасы и пороки окружающего его мира (а Амаду со своей жутковатой биографией знал о них не понаслышке). Но то ли бразильский воздух действует похоже на всех писателей, то ли... Удивительно, но заслуженный революционер, писавший острые и тяжёлые социальные романы, перевоплотился в классика магического реализма - каким и стал известен миру. Пожалуй, никто не умел так же искусно сплетать магию и повседневность, сочетать грязь и шершавость социальных проблем с самым настоящим волшебством. Неудивительно, что фигура Алвиса, яркая и страстная, привлекла его внимание - биография бразильского поэта так и просилась стать историей, волшебной, увлекательной и немного страшной.

ff70d1ad356def315be548f9ee6c57f0.md.jpg

Ди Кастру Алвис

 

В это же время серия ЖЗЛ публикует один из многочисленных биографических романов автора совсем иного - задумчивого, мятущегося и печального, а именно - Стефана Цвейга. Печальный и разочарованный Цвейг, кажется, не без удовольствия сбегал в историю, в книги - в том числе и собственные, возможно, поэтому его исторические романы так хороши. Из многочисленных биографий издатели выбрали Бальзака - не совсем понятно, почему; возможно, потому, что его фигура была не такой пессимистичной?

В своих биографических романах - о Бальзаке, Марии Стюарт, Эразме Роттердамском - Цвейг удивительным образом сочетал, на первый взгляд, несочетаемое: в документальные свидетельства и исторические факты (всё тщательнейшим образом проверенное) он вплетал собственные мысли и рассуждения - о человеке как таковом, человеке в обществе, человеке против общества - последняя тема была ему очень близка... Он редко приходил к оптимистичным выводам. И тем не менее, его романы читаются и перечитываются и по сей день - как романы, как биографии, как пища для разума и прививка от моральной слабости.

9a6613402b30a2f6b9fbf2a3f5298b3d.md.jpg

 

И завершить рассказ книгой Андре Моруа "Три Дюма". Моруа нам, возможно, не слишком известен, но это не умаляет его заслуг и таланта. Моруа - писатель-прозаик, любитель редкого для XX века эпистолярного жанра, заслуженный мастер биографического романа - причём ничуть не менее плодовитый, чем Дюма. Строго говоря, семейство Дюма в книге представлено в трёх поколениях - и представлено настолько живо, ярко и красочно, словно они сами себя описали. Их достоинства и недостатки оживают на книжных страницах, и кажется, что этот человек сидит совсем рядом. Неудивительно, что этот биографический роман многие читают как приключенческий.

474d7a93822726e45d65d058f5c5a983.md.jpg

 

Когда великие принимаются писать о великих, то, вопреки расхожему представлению, талант, наложенный на талант, даёт прекрасные плоды. Читая такие книги, можно насладиться не только самой историей, но и тем, как она рассказана. Надеюсь, вам захотелось почитать что-нибудь из описанного – а возможно, среди этих книг уже есть ваши любимые!

Ольга Оринго

Елена Маслова
Ср, 24/02/2021 - 00:15

И "Три Дюма" Моруа, и жизнеописание Бальзака читала, они были в домашней библиотеке. Сборник Цвейга дал бы фору любому нынешнему душещипательному чтению, да и рассказы Моруа - тоже. Правла, их незнакомки путались у меня в голове...
Но любовь подросткового возраста, конечно же, "Моряк в седле", помню, что понравилось даже больше книг самого Джека Лондона.