Как и обещали, сегодня - новая встреча с родным городом, которая состоится благодаря историческому календарю "Харьков: люди, события, даты". Знакомимся с историей города!
***
Харьков – прекрасный город, студенческий, научный, промышленный и культурный, но многим кажется, что кроме серых сталинок Пушкинской и Сумской, серых громад Госпрома и Оперного театра, серой брусчатки огромной площади в городе смотреть нечего. Очень жаль – история нашего города полна ярких красок, волнующих воображение историй о людях, которые здесь жили, работали, учились.
Дома немы – молчат старинные стены. Фотографии – лишь возможность подсмотреть через узкую щель, какой была жизнь много лет назад, но остается множество книг, воспоминаний, документов в архивах, которые могут хотя бы частично возродить картинки прошлого. Какой ты, Харьков?
Слобожанщина вошла в состав Московии в начале XVI века, но еще полтора столетия она по факту продолжала быть частью Дикого поля, пустынной степью, выжженной постоянными набегами татар. Для защиты от них Московское государство возвело Белгородскую засечную линию (т. н. Засечную черту) — в нее входили остроги (города-крепости) и различные инженерные сооружения. Пролегала она на северо-востоке границ Слобожанщины, главным ее назначением была оборона от набегов крымских татар. Население крепостей состояло из стрельцов и членов их семей, «московских служилых людей», находящихся на службе у царя. В каждом остроге был воевода, он подчинялся белгородскому воеводе и Москве. С конца XVI века началось заселение Дикого поля с Западной и Центральной Украины, колонизация, вызванная польско-шляхетской неволей и эксплуатацией казаков. Она проходила в несколько этапов:
Земли Слобожанщины заселялись постепенно и непоследовательно. Этот процесс занял несколько десятилетий и завершился созданием пяти Слободских казачьих полков: Острогожского, Ахтырского, Сумского, Харьковского, Изюмского.
Поначалу автономия края была очень широкой: казаки признавались вольным народом, имели право сами выбирать свою старшину, не были приписаны к земле, имели право пересекать границы. Также они не платили податей, их винные погреба, пивоварни и шинки не платили налоги. В последующих грамотах (1684, 1686, 1688, 1695 гг.) к предыдущим льготам присоединялось право не платить налоги за мельницы, кузницы, лавки, рыболовные и другие промыслы, казаки были освобождены от воинской повинности. Единственной обязанностью слободских казаков была оборона от набегов крымских татар.
«Казак в степи. Тревожные знаки». С. Васильковский
В 1654-1655 гг. в районе слияния двух рек, на возвышенности (ныне Университетская горка), обосновалась большая группа переселенцев из Заднепровья, которые построили в этом месте свои жилища и обнесли их частоколом — острогом. Там жило около 1500 человек. Этому новому поселению в Московии дали название Харьков, по названию реки (одна из самых достоверных версий).
28 марта 1656 г. был издан официальный указ царя Алексея Михайловича об учреждении Харьковского воеводства и организации строительства крепости - казацкого полкового города. Для этого в Харьков был назначен воевода Воин Селифонтов. Крепость была очень небольшой, ее очертания и сейчас угадываются в рисунке центральных улиц и площадей. Под землей скрыты многочисленные подземные ходы из крепости, часть сохранилась до наших дней. Ее контур можно легко обойти пешком: от площади Конституции мимо Городского совета вниз до Павловской площади, там свернуть направо и пройти до Университетской, не доходя до дома «Мелодия», сделать поворот направо, пройти вверх по Университетской мимо здания Губернского дворца (Университета) и Александровской колокольни Успенского собора – и круг окончен.
Понятно, что внутри крепости земли всем не хватало, поэтому практически одновременно вокруг нее разрослись слободы, их было три: Захарьков (район между рекой Харьков и современной площадью Фейербаха), Залопань (район между рекой Лопанью и улицей Малиновского). Третья слобода - Немышлянская (по названию реки Немышли, которая сейчас впадает в реку Харьков недалеко от Горбатого моста), она занимала всю территорию нынешней Левады до Конного рынка и улицы Молочной. За цирком тогда еще в открытом русле ручейком бежала речка Нетечь. Весной ее воды заливали низины, земля была там заболочена, часто случались наводнения, поэтому эти земли застраивались медленнее всего. Горожане говорили о реках: «Харьков, хоть лопни, не течёт».
Вид через реку Лопань на Университетскую горку. Открытка конца XIX века
Харьков в ХVII-первой половине ХVIII века – небольшой полковой городок, ничем поначалу не выделявшийся, а местами уступавший Чугуеву или Изюму, но крайне удачное его расположение на перекрестье торговых путей сделало наш город ремесленным и торговым. Из 6 ежегодных ярмарок Слобожанщины 4 проходили в Харькове: Крещенская, Троицкая, Успенская, Покровская.
Автономия Слобожанщины все же была не такой полной, как у Гетьманщины. Ее льготы обеспечивались гетьманскими статьями – соглашениями между гетьманами, представителями края и русскими царями (императорами). Почему Слобожанщина была в итоге поглощена Российской империей?
В отличие от Гетьманщины, где был один полковник, здесь их было пять, обладающих почти абсолютной властью в своих полках. Слободско-украинской автономии не хватало центральной гетьманской власти, не было лидера, который смог бы объединить пять слободских полков в одно государство. На Слобожанщине установилось двоевластие: украинские полковники с одной стороны, московские воеводы – с другой. Без какого-либо государственного регулирования их взаимоотношений такой стиль управления был обречен на провал. С начала XVIII века московские императоры стали постепенно урезать льготы для казаков, конец всему положила Екатерина II. Она внимательно изучила вопрос и убедилась, что гражданская власть в слободских полках отстуствует. К тому времени, ко второй половине XVIII века, после русско-турецких войн набеги турков на Слобожанщину сошли на нет, и смысла в Украинской оборонительной линии больше не было.
Так, Манифестом Екатерины II от 28 июля 1765 года «Об учреждении в Слободских полках приличного гражданского устройства…» слобожанские полки с сохранением границ были объединены в Харьковскую губернию, а наш город стал губернским городом.
Карта Харькова 1787 года
XIX век стал для Харькова определяющим. Произошли два важнейших события в его истории: открытие Университета в 1804 году и проведение Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1869 году.
Университет принес городу не только приток молодых, образованных людей, но и профессуры, которая их учила (первое название улицы Пушкинской – Немецкая, потому что там селились преимущественно преподаватели Университета, которые приезжали в Харьков по приглашению Северина Потоцкого, возглавлявшего Харьковский учебный округ). Университет дал толчок всему, что связано с образованием в городе, сделал его центром науки.
Императорский университет, ул. Университетская
Железная дорога дала возможность не только ускорить торговлю, но и строительству всевозможных фабрик и заводов, конец ХІХ века – период бурного роста развития промышленности. Практически все заводы, которые есть и были в Харькове, имеют дореволюционные корни.
К началу столетия Харьковские слободы окончательно слились с крепостью, она исчезла за ненадобностью. Хуторы со временем вошли в город, а их названия так и остались в народе. Мы все знаем Панасовку (район между Ивановкой и Южным вокзалом, ее сердце - ДК Железнодорожников), Гончаровку (между р. Лопанью после слияния с р. Харьков и ул. Полтавский шлях), Заиковку (район между современной Левадой и Старой Верещаковкой, граничит с р. Лопань после слияния с р. Харьков и проспектом Гагарина). Хутор Пески превратился в Клочковскую улицу. Хутор Павловка - там, где сейчас Павлово Поле.
За ХІХ век население Харькова выросло в 10 раз: с 10.000 до 100.000 человек, город значительно разросся, но все же ему еще было далеко до современных его размеров.
Николаевская площадь (пл. Конституции) и Городская управа
Каким он был, наш город, 200, 150, 120 лет назад? Давайте прогуляемся по знакомым улицам и проследим за тем, как рос Харьков. В квадратных скобках буду давать современные координаты, так легче сделать привязку к местности.
Начнем с центра: от площади Конституции по улице Сумской в начале ХІХ века город тянулся только до Института благородных девиц [середина сада им. Т. Шевченко, недалеко от памятника]. Институт был окружен садами, который сливались с университетским садом чуть ниже, а дальше были овраги, мельницы, кирпичные заводы. Позже, когда в 1851 году возник Ветеринарный институт, а еще через время - Ветеринарная улица [Областной ЦДЮТ и улица Иванова], Сумская заканчивалась сразу за ними огромным пустырем, который позже стал площадью Сводобы. Госпром с Загоспромьем возникли уже при советской власти до Второй мировой войны, район Ботанического сада, 23 августа, Алексеевская – после нее. В общем, всей Алексеевской линии не было – были лишь небольшие села и хуторы, которые были снесены для постройки многоэтажек.
Там, где сейчас пролегает улица Гиршмана, были пустыри с кирпичными заводами, дальше – поля. В районе Куликовского спуска и улицы Дарвина - громадные большие сады. Дальше глубокие овраги, за ними поля и пустыри. Улица Шевченко [в районе Горбатого моста] представляла собой дорогу, вдоль нее и на островах на реке - густые сады.
Улицы Веснина не существовало, Журавлевка была хутором, а на территории Салтовского жилмассива были поля.
Николаевская площадь (пл. Конституции)
Улица Пушкинская в начале века была застроена до площади Поэзии примерно, потом она вытянулась до 1-го городского кладбища, на месте которого сейчас Молодежный парк. Интересно, как по мере расширения городских границ городское кладбище «уходило» все дальше на север: сначала оно было при Мироносицкой церкви, потом, совсем недолго, при Каплуновской (там, где сейчас Академия дизайна), и потом, в середине XIX века уже прочно обосновалось в конце Пушкинской, и Свято-Усекновенский храм был заложен в 1845 году уже как кладбищенский. В середине 70-х гг ХХ века советские власти закрыли кладбище, малую часть захоронений перенесли, остальные были уничтожены, и на их месте был разбит парк.
Нагорный район не считался престижным, как сейчас, городская земля там, где находятся улицы Каразина, Чернышевская, Мироносицкая, Иванова, Алчевских, Дарвина, Маршала Бажанова, Девичья была относительно недорогой, поэтому она активно застраивалась. Так, там были дома всех членов семьи Алчевских, Бекетова, Багалея, Гинце, Гиршмана, Слатина, Потебни и многих-многих других знаменитых и известных харьковчан.
Район по улице Пушкинской от ее пересечения с улицей Дарвина до улицы Гиршмана в народе назывался Дурноляповкой, потому что осенью и весной лошади там застревали в грязи по грудь. Говорят, иногда извозчики могли заплатить рубль тому, кому нужно было туда, только бы не ехать.
Харьковская биржа
Вернемся в центр, и оттуда пойдем в сторону Змиевской улицы [проспекта Гагарина], которая в начале XIX века заканчивалась на пересечении с Молочной улицей. Захарьковская слобода и Немышлянская - громадный район между современной улицей Плехановской и Московским проспектом, он густо заселен до Конного рынка. Михайловская площадь [Руднева/Героев Небесной Сотни] была пустой, на ней было только две церкви - деревянный и каменный Архангело-Михайловский храм. До 1833 года здесь был базар, который потом перенесли к Благовещенской церкви, а эта площадь стала местом проведения парадов.
В районе Воскресенской церкви [площадь Ирины Бугримовой перед Цирком] к городу тесно примыкает густо заселенная Немышлянская слобода. Ближе к р. Нетечи расположены мясные ряды. Там, где сейчас круг троллейбуса №3, был рыбный базар.
На месте еще не существующей тогда Москалевки за рекой было всего несколько домов, а за ними - пески, луга, леса... Застраиваться она начала только во второй половине ХІХ века. Тут селились остставные солдаты, «москали», из-за близости реки тут были шерстяные фабрики, кузни, мануфактуры, позже – заводы. Улицы Коцарская, Чеботарская, Кузнечная свидетельствуют об этом до сих пор. Дальше, за Москалевкой, были огромное имение Квиток, «Старая Основа» [Новожаново], в начале ХХ века эти земли вошли в состав города.
Застройка Одесской и района около аэропорта происходила уже после Второй мировой войны.
Дмитриевская церковь
И снова, в последний раз, вернемся в центр. Благовещенский базар расположился на месте Дунинской Левады, до осушения земель здесь было болото с притоком, впадающим в реку Лопань. За Чеботарской начинался хутор Панасовка.
Полтавский шлях – одна из самых старых улиц города - заканчивался там, где сейчас поворот на улицу Конева. Все это пространство было засажено садами. Там же находился сад «Тиволи» [Театр Музкомедии]. На месте сквера на Полтавском шляхе [там, где ТЮЗ] - маленькое озеро.
Там, где сейчас пожарная часть, раньше была пограничная застава, а тюрьма находилась там, где сейчас здание ГАИ напротив института им. Л. Малой [перекресток улиц Н. Дудинской и Л. Малой]. Это была загородная слобода Довгалевка с огромными садами. На месте Южного вокзала и его комплекса зданий были луг, шелковичная плантация, кирпичный завод. Это место называлось Архиерейской левадой. Дальше вокзала были Карповские сады, ещё дальше – Липовая роща, куда горожане ездили отдыхать в летние жаркие дни, там были дачи и имения. Когда район вокзала начал застраиваться и разрастаться, там стало все больше селиться работников железной дороги. Холодная гора, Бавария и Залютино стали частью города уже в середине ХХ века.
Таким был город перед тем, как установилась советская власть, после нее все в корне изменилось.
Второе здание вокзала (разрушено во время войны)
Харьков был столицей с 1919 по 1934 год, и, хотя он обязан этим не очень позитивным событиям, именно статус столицы дал третий – крайний – толчок развития города. В 20-е годы тут бурлила культурная жизнь, потому что, по сравнению с Петербургом и Москвой, здесь было относительно спокойно, тепло и сытно. Все, что выстрелило потом в театральной, литературной жизни города, все, что было нарисовано, сыграно, поставлено, спето, все было наследием этой прекрасной «дружбы между городами»…
Во время Второй мировой войны город дважды оккупировали и дважды освобождали. Восстановление заняло несколько десятилетий… Город разросся, стал миллионником, потерял заводской статус, сохранил студенческий и приумножил торговый.
Вид на Полтавский шлях, июль 1959 г. , фото Р. де Гроота
Соборный спуск и Купеческий мост, 1979 г.
Не нам судить, каким он есть сейчас, Харьков, потому что большое, как известно, видится издалека. Зато можно с удовольствием читать о прошлом, написано так много и так хорошо! Сколько еще можно рассказать и о волшебном Николаевском соборе, и о саде «Тиволи», и о харьковских кубофутуристах и о кенаре, о вечном споре конки и трамвая и о том, как возник Народный дом, в общем, было бы желание…
И когда приедет к вам друг или знакомый, вы поведете его от вокзала по тихой Конторской (потому что она замечательная), на Сергиевскую (Пролетарскую) площадь, подниметесь вверх по лестнице и скажете с щемящей гордостью: «Вот здесь почти 370 лет назад, был основан мой Харьков заднепровскими вольными казаками…».
Наталья Васильева, "Харьков: люди, события, даты",
специально для Оринго
Кармелита2008
Чт, 14/01/2021 - 13:15
celenitty
Чт, 14/01/2021 - 14:55
Анастасия Оринго
Чт, 14/01/2021 - 15:07
galina_К
Чт, 14/01/2021 - 16:11
Pana_anna
Чт, 14/01/2021 - 16:23
Oksanushka
Чт, 14/01/2021 - 17:56
Cvetochnayafeya
Чт, 14/01/2021 - 22:27
Наталія Васильєва
Пнд, 18/01/2021 - 13:38