В исторической и археологической науке есть такое понятие, как «неуместные артефакты». Так называют находки, которые явно не соответствуют той эпохе, к которой были приписаны, и выглядят явными анахронизмами – например, древнеегипетские иероглифы в виде самолетов и дирижаблей или каменные рельефы древних инков с фигурами динозавров. Подобные находки всегда поражают, озадачивают и будоражат воображение, вызывая в памяти фантастические истории о путешествиях во времени. Однако в подавляющем большинстве случаев такие артефакты на деле оказываются просто неверно интерпретированными или вовсе поддельными: так, «иероглифы из будущего» оказываются самыми обычными надписями, повреждёнными временем, а рельефы с динозаврами – сувенирами для доверчивых туристов…
Но бывает и так, что некий «неуместный артефакт» неожиданно в самом деле оказывается подлинным. Правда, дело тут вовсе не в машине времени, а в фантастическом мастерстве древних мастеров, сумевших создать шедевр безо всякого вмешательства «гостей из будущего».
О таком артефакте мы сегодня и расскажем.
21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут в кургане Толстая могила под городом Покров (тогда он назывался Орджоникидзе) был найден уникальный предмет, прославивший на весь мир и курган, и город, и человека, его отыскавшего. Речь идёт о Золотой пекторали – скифском нагрудном украшении из чистого золота высочайшей пробы.
Чем же уникальна эта вещь, спросите вы? Неужели археологи раньше не находили золотых украшений? Находили, разумеется – скифы были большими любителями золота и прекрасными мастерами, их золотые украшения и по сей день вызывают восхищение. Однако пектораль выделяется даже на их фоне. Высокая проба золота, тщательность проработки, тонкость линий заставляют невольно задуматься о том, возможно ли было создать такое без современных технологий – как минимум увеличительных линз для крошечных скульптурных фигурок, которыми щедро украшена пектораль. И тем не менее все исследования и анализы говорят о том, что этот артефакт действительно был создан в античную эпоху, а великолепным исполнением и удивительной «современностью» стиля он обязан отнюдь не вмешательству пришельцев, а невероятному трудолюбию и таланту создателя.
История обнаружения пекторали не менее невероятна. Нашедший её Борис Николаевич Мозолевский в начале семидесятых был молодым, подающим надежды археологом, специализировавшимся на скифах. Во время очередных раскопок в 1964 году он обратил внимание на огромный 9-метровый курган, который местные жители называли Толстой могилой. Он долго думал, стоит ли его раскапывать – на курган такой высоты ушло бы много времени и сил, нужна была специальная техника… Нельзя было позволить себе потратить столько ресурсов на обыкновенный пустой холм. И Борис Николаевич решил проверить курган, пробурив в нём пробную скважину. Делалось это для того, чтобы определить, есть ли внутри слой глины – верный признак скифской могилы.
Курган Толстая могила
Первая скважина показала, что глины нет. Вторая – тоже. Археологи уехали ни с чем.
Однако Борис Николаевич буквально чувствовал, что с Толстой могилой что-то не так. В феврале 1971 года – сезон для раскопок, мягко говоря, неудачный – он вернулся к кургану и пробурил ещё одну скважину. И… глины не было. Почти отчаявшись, он решил сделать последнюю пробу. И лишь на глубине 7 метров он обнаружил следы глиняного слоя! Было решено готовить экспедицию.
Для экспедиции требовались люди и техника, и Борис Николаевич принялся за методичную подготовку. Однако задолго до начала археологического сезона, в марте, его внезапно «обрадовали»: нашлась необходимая техника – бульдозеры и скреперы. Это было замечательно, но… горнообогатительный комбинат, предоставивший технику, мог выделить её только на весеннее время – в самую грязь и распутицу, когда копать было просто невозможно. До начала сезона комбинат ждать не мог. Однако экспедиция и близко не была подготовлена! Борис Николаевич встал перед нелёгким выбором: либо копать в марте, в самую грязь, и притом в одиночку, либо отложить экспедицию на неопределённый срок. Подумав, он принял единственно верное решение… и поехал на раскопки один.
Борис Николаевич Мозолевский
Следующие несколько недель работы были невероятно напряжёнными. О сне и отдыхе молодому археологу пришлось на долгое время забыть. Передышка наступила лишь после того, как насыпь кургана была удалена, и стало возможно приступить к самому интересному – подземным гробницам.
Борис Николаевич взял паузу, набрал в экспедицию людей, в том числе опытных шахтеров, и принялся за исследование погребальных камер. И в первой же камере его ждала потрясающая находка. Это оказалось погребение молодой женщины – скифской «царицы», с невероятным количеством золотых артефактов. Тело «царицы» буквально блестело от золота: на голове был высокий убор, расшитый золотыми пластинами, на шее – массивная гривна весом почти в полкилограмма, на запястьях – браслеты, на пальцах – многочисленные кольца (одиннадцать штук – по кольцу на каждом пальце, а на одном целых два). Вся одежда и башмачки покойной были расшиты золотыми пластинами. Глядя на всю эту роскошь, трудно было поверить своим глазам – и ещё труднее поверить в то, что это богатейшее погребение никто не успел разграбить.
Рядом с царицей лежал малолетний ребенок – видимо, юный наследник престола. Смерть застигла его очень рано – ему не было и двух лет. Его погребение было не менее роскошным: расшитый золотом пояс, золотая гривна на шее, золотые серьги в ушах и миниатюрный перстень на пальце.
Вдохновившись этими находками, археологи двинулись дальше. Однако следующая камера их изрядно разочаровала: грабители добрались до неё намного раньше. Видимо, грабители хорошо ориентировались в подобных курганах, поскольку прекрасно знали, где и что лежит: гривна – на шее, оружие – сбоку, браслеты – на руках… Всё это было вынесено, а оставшиеся немногочисленные артефакты валялись по всей камере в страшном беспорядке.
Учёные были разочарованы и решили, что им придётся покинуть камеру ни с чем. Однако Борис Николаевич, следуя зову интуиции, решил осмотреть отходящий от камеры боковой коридор. И там-то, в слое мусора и земли, он и нашёл главное сокровище…
Сам учёный описывает свои впечатления так: «Я увидел, как блеснуло золото, и, каким-то неведомым чувством понял, что это именно то: вещь была большая и явно лежала на своем первоначальном месте, не сдвинутая грабителями. На минуту я оцепенел...».
Исследователи не могли поверить своим глазам, когда перед ними появилось великолепное произведение ювелирного искусства – огромная пектораль из чистейшего золота. То, что грабители её не заметили, было настоящим чудом – ведь она лежала всего в десяти сантиметрах от них! Зачем понадобилось оставлять такое сокровище в боковом коридоре – загадка, первая, и далеко не единственная, связанная с этим артефактом.
На сегодняшний день Пектораль находится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве и относится к Историческому фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Украины. Для чего использовалось это украшение, когда и по каким случаям его надевали (и надевали ли вообще) – неизвестно. Был ли это символ царской власти или культовый предмет, посвящённый богам? И почему явно крайне символичная и важная вещь не лежала на теле царя? На эти вопросы ответа пока нет.
Не менее загадочны и изображения на самой пекторали. Она состоит из четырёх завитых трубочек, делящих украшение на три яруса, каждый из которых заполнен сложными скульптурными изображениями. Нижний ярус – сцены охоты диких зверей: леопард нападает на оленя, лев преследует дикого кабана, грифоны борются с конями, а замыкают скульптурный ряд с обеих сторон… два кузнечика. Все изображения животных отличаются потрясающей реалистичностью и поразительно точной передачей анатомических деталей – от направления шерсти до рельефа мышц.
Средний ярус заполнен растительным орнаментом – он также невероятно реалистичен и подчёркнуто декоративен – лепестки цветов выполнены из цветного стекла, а сами цветки украшены зернью.
Но самым загадочным и странным выглядит верхний ярус. По контрасту с экспрессивными сценами охоты нижнего яруса, изображения верхнего удивительно спокойны и мирны. В центре композиции – двое мужчин, совместными усилиями обрабатывающие овечью шкуру. Их фигуры тщательным образом проработаны – вплоть до деталей одежды и черт лиц, очень выразительных и живых. Учёные предполагают, что фигурки на пекторали передают черты внешности реальных людей – очень уж много внимания уделено индивидуальным особенностям и выражению лиц.
Далее идут фигурки молодых людей, доящих кобылиц (лица людей тоже отличаются друг от друга и вполне могут быть портретами), изображения жеребенка, сосущего кобылу, телёнка с коровой, мирно лежащей козы. Мастер удивительно точно и с любовью изобразил каждого «участника» композиции. Но что он хотел сказать? Для чего украсил пектораль многочисленными фигурами? Исследователи предполагают, что фигуры на пекторали передают представления скифов об устройстве мира и изображают мифологические сюжеты. Однако это всего лишь одна из многочисленных версий…
Одно учёные установили точно – неизвестный мастер происходил из греческого Причерноморья. Эстетический язык и техника скульптуры очень напоминают таковые в античной Греции – однако и стиль, и сюжеты очень сильно отличаются, и в них очень заметно скифское влияние. Талантливый автор сумел сплавить воедино две разных (и во многом противоположных) культуры, создав уникальный стиль, повествующий о жизни, быте и мировоззрении кочевников-скифов языком античной эстетики. Кем же он был? Причерноморским греком, неожиданно вдохновившимся искусством «варварских» соседей? «Эллинизированным» скифом, получившим греческое воспитание и образование, но в своих творениях отдававшим дань родине? (Не такое уж и беспочвенное предположение, кстати – вспомним Анахарсиса, скифского аристократа, приехавшего в Афины и сделавшегося греческим философом). Этого мы не узнаем – его имя кануло в Лету, как и имя захороненного в кургане царя. И, признаться, первое видится куда более несправедливым…
Однако богатая эстетическая традиция и – как знать? – генетическая память и по сей день служат источниками вдохновения для ювелиров Украины. Недаром именно день обнаружения Золотой пекторали стал своеобразным профессиональным праздником, Днем украинского ювелира.
"Почему день, когда что-то нашлось? - говорит Елена Маслова. - А для того, чтобы вещи, выходящие из рук современных ювелиров тоже имели ценность через сотни лет. И для того, чтобы в украшениях жили традиции, душа, смысл и красота".
Когда, как не в этот день, вспоминать о силе, которой обладает подлинная красота?.. Вообще-то, помнить о ней стоит всегда. Но 21 июня – особенно.
Lola1985
Вс, 21/06/2020 - 13:50
Эми
Вс, 21/06/2020 - 14:11
Mikurianka
Вс, 21/06/2020 - 15:55
AnnEllen
Вс, 21/06/2020 - 16:46
ElFox
Вс, 21/06/2020 - 19:26
НатаD
Вс, 21/06/2020 - 20:57
Cvetochnayafeya
Вс, 21/06/2020 - 21:05
Cvetochnayafeya
Вс, 21/06/2020 - 21:10
SEMENOVNA89
Пнд, 22/06/2020 - 10:04