История исполнения одного ритуального танца родом из Индии...
В 1934 году ведущая актриса киностудии "Мосфильм" Любовь Орлова побывала в Чечне, недалеко от Грозного. При ней кто-то ненароком упомянул местного мальчика, известного своими танцами, которые он отплясывает на всех окрестных свадьбах - а кроме того, говорят, мальчик отлично пародирует актёров! Орлова заинтересовалась, что же это за маленький артист, и десятилетнего Махмуда нашли и привели к ней. Над пародией на саму себя Любовь Петровна смеялась до слёз, а на прощание сказала, что мальчугана ждёт большое будущее. Махмуд запомнил эти слова на всю свою жизнь.
Махмуд Эсамбаев - советский танцовщик балета родом из небольшого чеченского селения, действительно стал невероятно известен. Уже через пять лет после памятной встречи с богиней экрана Орловой он поступил в Грозненское хореографическое училище, а во время войны ездил выступать на фронт в составе артистической бригады. Карьера его могла оборваться, так и не начавшись - во время одной из таких поездок он получил ранение в ногу. Врачи не верили, что после такой травмы он снова сможет не то что выступать, а хотя бы просто повторить свои танцевальные движения, но ошибались. Махмуд восстановился и продолжал работать сначала в Пятигорском театре оперетты, а после депортации 1944 года - в Киргизском театре оперы и балета. Его считают первым мужчиной-танцовщиком на территории Киргизии! Здесь он прожил 12 лет, исполнив и Тараса Бульбу в балете Соловьева-Седого, и Ротбарта в "Лебедином озере" Чайковского, и даже фею Карабос в его же "Спящей красавице".
А позже решил, что пора идти дальше, оставил классический балет, занялся народными танцами - и в 1957 году заявился на Всемирный фестиваль молодежи и студентов,проходивший в Москве. Именно этот фестиваль стал самым массовым - 34 тысячи участников из 131 страны мира! Красочные шествия, всеобщие братания... Незнакомая, яркая, бурная жизнь ворвалась на улицы столицы Советского Союза.
Вся его родня и театральная братия в Киргизии не пропускала ни одного радиорепортажа из Москвы. Слова "победителем стал Махмуд Эсамбаев" в те дни прозвучали дважды! Махмуд получил три медали и стал победителем в двух номинациях наряду с Марисом Лиепа, Мишелем Рене (по классическому и характерному танцам и по народному танцу). А уже через два года он попал в труппу «Звёзды советского балета» с авторской программой и дал тур по странам Европы и Америки. Пророчество Любови Орловой сбылось, отныне и до самой смерти в 2000 году Махмуд Эсамбаев был признанным мастером танца, блистающим на сцене и экране.
А что же индийские танцы? Изучая танцы народов мира, Махмуд прочёл книгу о культуре Индии и восхитился тем, что в ней язык танца такой же универсальный и понятный, как человеческая речь. В 1957 году, ещё до выступления на фестивале, он распродал имущество, которым владел в Киргизии, и отправился в столицу. Эсамбаев смог позволить себе только железнодорожные билеты в Москву и обратно: ночевал на вокзале, перехватывал какие-то нехитрые столовские обеды, а уж где удавалось репетировать - можно только представить.
Первые же выступления с испанскими танцами имели у московской публики успех, Эсамбаев кое-как обустроился в городе, и искал балетмейстера, который помог бы ему поставить индийский номер. При помощи друзей направил запрос от филармонии и Минкультуры к известной постановщице Элеоноре Грикуровой из ансамбля Моисеева. Она знала все четыре классические школы Индии и как специалистка своего класса дала официальный отказ - вообще-то этому делу учатся с детства, а в свои двадцать восемь он опоздал на восемнадцать лет. Махмуд дождался товарища Грикурову после утренних занятий в танцклассе и попросил посмотреть на его умения вблизи. После того, как он за неполный час перетанцевал всё, что только мог, Элеонора Николаевна попросила его вернуться назавтра...
После того, как она кратко познакомила его с основными сюжетами индийских танцев, Махмуд изъявил желание разучить танец "Золотой бог Шива" классического стиля Бхарат Натьям, один из самых трудных номеров. В нём танцор на протяжении девяти минут изображает бога Солнца Шиву, и должен медленно и плавно из положения в плие подняться в полный рост - настолько медленно, чтобы движение было незаметно глазу, подобно встающему над землёй солнцу. На это отводится полторы минуты. В конце танца нужно так же, за полторы минуты, совершить обратное движение, то есть изобразить солнечный закат. Стоит допустить резкое движение или позволить ногам задрожать, как танцора выдаст звон крошечных колокольчиков, привязанных к ногам, а ведь восход и закат Шивы должны происходить в полной тишине.
Грикурова была уверена, что танец такой сложности Эсамбаеву будет не под силу. Но, конечно, показала ему движения - и отлучилась на совещание. За те сорок минут, что её не было в танцклассе, Махмуду удалось выучить их и начать работать над техникой исполнения! Изучая все 108 поз стиля Бхарат Натьям, Махмуд пропадал в библиотеках, в музеях, глядя на иллюстрации и скульптуры индийских богов. Его восхищало то, что каждый жест имел своё значение, а положения пальцев рук, мудра, можно было толковать как иероглифическое письмо. В итоге балетмейстер поставила для него эстрадный номер, более динамичный и короткий - в исполнении Эсамбаева он стал классикой. Премьера состоялась на вечере солистов балета Большого театра на сцене зала Чайковского, и среди имен Плисецкой, Жданова, Головкиной появилось новое имя.
Танец от Грикуровой вошёл впоследствии в известную программу народных танцев Эсамбаева - французский «Автомат», венесуэльский «Хоропо», колумбийский «Бамбуко», мексиканский «Хоратия га-патио», бразильский «Бамбу», индийский «Золотой бог» и бразильский танец-заклинание «Макумба». Послы Индии в СССР однажды пришли за кулисы, чтобы поблагодарить Махмуда за работу, и спросили, сколько лет он учил свой номер? По их мнению, на это могло уйти не меньше восьми лет. Махмуд постеснялся ответить, тогда за него смелость шокировать гостей взяла на себя Грикурова: "Танец выучен за двадцать дней!".
Махмуд Эсамбаев, "Золотой бог Шива", скульптура работы Елены Александровны Янсон-Манизер
(жены Матвея Манизера, автора памятника Тарасу Шевченко в Харькове)
В документальном фильме 1973 года Махмуд Алисултанович рассказывает и об этом, и о том, какой смысл вложен в танец о золотом боге, и о своём пути исполнителя этнических танцев, а ещё изображает рассказ с помощью пластических жестов. Слушать этого человека не только интересно, но и по-человечески приятно - тихий, спокойный голос, правильная речь и какая-то удивительная внутренняя сила. Послушайте этот рассказ и посмотрите на исполнение индийского танца чеченским танцовщиком, он начинается с 7:10.
Возможно, вас удивит, что артист даёт интервью в папахе - дело в том, что он носил её всю жизнь, снимая только на сцене и дома. Он был единственным гражданином СССР, которому было позволено даже на паспорт сфотографироваться в головном уборе! Это был его знак уважения к родной чеченской земле и её традициям. Он тяжело пережил депортацию '44 года (а ещё тяжелее - чеченские войны девяностых) и всегда просил представлять его на сцене как солиста филармонии Чечено-Ингушской АССР. Никита Богословский метко шутил: "Самые неудобные места в зрительном зале — это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе".
С земляками в селении Старые Атаги
Медленно всходит золотое солнце над пустынной и мертвой землей. Ничего нет живого на ее безмолвных выжженных равнинах и склонах гор. Золотой бог просит бога неба послать на землю живительную влагу.
Пошел дождь, оживилась земля. Зашелестели листьями деревья, запели птицы, зацвели сады - обрадовались люди. Но дождь не может идти вечно.
Прекратится дождь - и снова на земле все живое погибнет. Золотой бог молит бота неба послать на землю реки. По благодатной земле Индии потекли величаво и спокойно воды Ганга.
Но не всегда спокоен Ганг. Поднимается буря. Вздымаются огромные волны, река выходит из своих берегов. Ганг затопляет селения, посевы, сады. Но вот буря утихает, Ганг снова входит в свое русло и течет спокойно и величаво.
Золотой бог уходит, чтобы дать покой уставшей земле. Голубой бог ночи вступает в свои права. Он окутывает землю голубым сиянием. А завтра снова явится Золотой бог, снова согреет землю своими золотыми лучами... И так будет вечно!
Нашхоев Р. М. "Чародей танца'"
Анастасия Оринго
Натаники
Пнд, 17/08/2020 - 19:34
Nifli
Пнд, 17/08/2020 - 19:43
0672955737
Пнд, 17/08/2020 - 20:12
Iryna_29
Пнд, 17/08/2020 - 20:35
SEMENOVNA89
Пнд, 17/08/2020 - 23:02
Mawytka
Втр, 18/08/2020 - 07:56
galina_К
Втр, 18/08/2020 - 11:42