Танец — глубокий мир для узкого круга людей. У каждого стиля есть и свои поклонники, и звёзды, знаменитые в этом кругу. Сегодня, 29 апреля, отмечается Международный день танца, праздник, посвящённый всем стилям танца. В честь этого давайте познакомимся с парой, чьи имена сияют в мире спортивных бальных танцев ярче других.
Притягательный сверкающий мир бального танца был моим домом довольно долго: я танцевала девять лет, а моя мама больше пятнадцати лет занималась пошивом костюмов для бальных танцев. Когда я выступления бросила, она приносила мне новости и интересности с работы; рассказывала, как реализуют безумные дизайны платьев, буквально пришивая «трусы к плечам»; или делилась, как они украли настоящий английский фрак, разобрали на детали, чтобы пошить такой же, а потом собрали и тайком вернули фрак на место — в шкаф действующего чемпиона Украины по европейской программе. В очередной раз мама рассказала об их постоянном клиенте, которому без примерки шили танцевальные брюки и отправляли по всему миру:
— Сашина мама снова забрала брюки! Саша сейчас танцует в Америке, начал преподавать. Живёт на вилле у Донни Бёрнса!
— У кого?! — я подумала, что ослышалась, и ещё долго собирала свою отвисшую челюсть. В 90-х и начале 2000-х годов сложно было найти «бальника», который бы не знал имени Бёрнса. Даже просто увидеть его вживую казалось невероятной фантастикой!
Донни Бёрнс и Гейнор Фейвезэр — живые легенды, абсолютные рекордсмены по количеству чемпионских титулов в латиноамериканской программе бальных танцев. Впервые они стали чемпионами в категории «Профессионалы» в 1984 году, и с тех пор никогда не проигрывали! Рекорд этой восхитительной пары — двадцать лет самых разных танцевальных соревнований без единого проигрыша — вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Начиная с 1984 года Донни и Гейнор четырнадцать раз становились чемпионами Мира по латиноамериканской программе среди профессионалов, восемь раз побеждали в открытом Чемпионате Великобритании, шесть раз были чемпионами фестиваля в Блэкпуле и были одиннадцати кратными Чемпионами Международного Чемпионата Америки по Латиноамериканским Танцам.
Донни Бёрнс родился в 1957 году в Шотландии, в семье танцоров-любителей. От мамы-итальянки ему досталась совершенно не шотландская внешность и страстность натуры: яркий, увлекающийся, он перебрал множество занятий от футбола и прыжков в высоту до участия в «дебатах» и редакторства ученической газеты. Но любовь к танцам взяла своё: Донни начал танцевать с шести лет, уже в двенадцать стал чемпионом Шотландии и финалистом Блэкпульского фестиваля в своей возрастной категории как по европейской, так и по латиноамериканской программам. Решив всерьёз заняться танцевальной карьерой, в 1975 г. Бёрнс перебирается в Манчестер и знакомится с Сэмми Стопфордом, который был известным танцором и тренером. Сэмми видел, каким харизматичным и ярким был Донни, он мог затмить любую партнёршу! Потому тренер и свёл его со своей лучшей ученицей Гейнор Фейвезэр: похожая чертами на индианку, с ровными тёмными волосами, она была преисполнена женственной грации. Девушка начала заниматься бальными танцами в десять лет, причём сразу целеустремлённо. Став королевой латины, Гейнор на всю жизнь сохранила особое отношение к балету, к которому у неё были идеальные данные, как к первой любви. Вместе Бёрнс и Фейвезэр работали с разными тренерами, делая головокружительные успехи: в 1980 году за высокие достижения в любительском бальном танце принцесса Анна вручила им ежегодную премию Carl Alan Award за 1979 год. В том году они взяли все первые места на всех турнирах, включая чемпионат мира.
На фото: серьги "Шелковое сердце 2" с кубическим цирконием
В танце нельзя без страсти. Была своя история и у этой пары: примерно в девятнадцать лет у них завязались романтические отношения. Проскочившая искра давала бешеную энергетику их выступлениям, и это никак не мешало карьере. Дело дошло до помолвки, близкие им люди знали, как девушка ждала этого события. «Когда мы поженимся?» — спрашивала Гейнор. «Когда станем чемпионами Мира!» — уверенно отвечал Донни. И они стали чемпионами среди профессионалов четырнадцать раз! Но он на ней так и не женился.
В 2003 году, уже после ухода из спорта и расставания с ней, Бёрнс скажет: «Гейнор — это как семья. Она для меня нечто большее, чем просто женщина. Больше даже, чем просто человек». Те, кто хорошо знал танцоров, отмечали, что Гейнор сохранила свои чувства к Донни: возможно потому румба, танец любви, стал её коронным.
Румба
Их дуэт всегда отличался своим неповторимым стилем, элегантностью и грацией. Оба невероятно талантливые от природы, они совершенствовали свое мастерство день ото дня. В поздних интервью Фейвезэр призналась: «Наиболее успешными были ранние годы нашей с Донни карьеры. Их можно назвать — годы счастливого неведения. Возможно, вы такое можете представить с трудом, но, когда мы приходили на тренировку, то думали: «Почему все так много работают? Они что, не знают, как надо танцевать?» Мы «пробегали» по пяти танцам и шли домой. Это были те дни, когда думаешь, что ты великолепен (хотя на самом деле это не так). А потом вдруг всё меняется. Ты понимаешь, что не умеешь танцевать. Мы даже попадали в финалы профессиональных турниров, не умея танцевать. Просто об этом не догадывались. Конечно, что-то мы умели делать — двигались под музыку. Но танцевать не умели! Хотя и получали удовольствие. А вот потом, когда начинаешь учиться, становится непросто. Приходится делать вещи, которые противоречат твоей природе. И надо очень много работать. Это очень непросто, но прошло через это большинство великих танцоров из тех, кого я знаю. Очень много времени в зале проводили и мы с Донни».
Не красавец, но невероятно харизматичный и энергичный, Донни Бёрнс был этаким Адриано Челентано в бальных танцах: хулиганил и заигрывал с публикой, делая всё, чтобы его запомнили. Их с партнёршей конкурсная программа каждый раз была маленьким представлением ещё до того, как они стали появляться с показательными выступлениями. Во времена их триумфа бальные танцы были другими, техника исполнения фигур была другой, но Бёрнс и Фэйвезер никогда не стояли на месте, постоянно искали новые решения и ходы.
Показательные выступления разных лет
Донни придумывал различные костюмы, его фирменной формой ещё с восьмидесятых стали свободные рубашки — в противовес обтягивающим рубашкам мужчин-партнёров в латиноамериканской программе. Он носил шляпы, даже одевался в классический пиджак! Для бальных танцев это было немыслимо. Обычно костюм должен быть таким, чтобы показывать все движения танцора, а не скрывать их, но безупречная пластика Бёрнса была видна и в свободном крое. При этом и платья Гейнор всегда отличались безупречным вкусом, и в немногочисленных интервью она признавалась, что костюмы они создавали сами — что на много лет сделало их законодателями мод на паркете.
То же касалось и хореографии: например, в 1989 году они провели около шести месяцев в США, чтобы познакомиться с особенностями развития латиноамериканского танца, брали уроки у различных педагогов, в том числе и у звезды американского стэпа Грегори Хайнца. Они всегда оставались новаторами в сочинении собственных композиций.
В 1996 Донни и Гейнор решили завершить танцевальную карьеру. Но прошло два года, и в 1998 они появились на чемпионате мира в Йоханнесбурге. Вернув себе титул чемпионов мира, дуэт всё-таки оставил конкурсную карьеру окончательно.
После всех титулов они ушли с паркета непобеждёнными: пара Бёрнс-Фэйвезер не просто не уступила никому свой пьедестал — никто и никогда так и не побил их рекорд по победам. И до сих пор, включая старые записи их выступлений, я убеждаюсь: это не просто магия воспоминаний из моего детства, это действует настоящий магнетизм талантливых мастеров.
Алёна Минакова, специально для Оринго
Cleona
Чт, 29/04/2021 - 19:57
zhuk
Пт, 30/04/2021 - 06:22