"Сегодня я хочу рассказать о натуральных цветах жемчуга, его окрашивании и тонировании.
По оттенкам цвета жемчужины ювелирного качества называют: белыми, розовыми, желтыми, черными и т.д. Цвет жемчужины может быть природным, полученным в результате естественного формирования. Собственная окраска жемчужин зависит от местообитания (состава воды) и вида моллюска, их породившего (среди моллюсков есть свои блондинки, брюнетки и рыжие).
Например, для каждого морского бассейна характерны жемчужины своего оттенка:
розовый жемчуг – у берегов Индии;
желтоватый – у берегов Шри-Ланки;
нежно-золотистый жемчуг – у берегов Панамы;
красновато-коричневый - у берегов Мексики;
светло-зеленоватый – у берегов Японии;
розовый – у берегов Австралии и Калифорнии;
темно-коричневые и черные жемчужины также характерны для побережья Калифорнии.
Бывают и необычные природные окраски жемчуга. Например, розовые жемчужины с белыми волнистыми линиями встречаются у Багамских островов.
Цвета природного пресноводного жемчуга также отличаются в зависимости от места обитания жемчужницы. Жемчуг самых красивых серо-стальных оттенков добывался из рек Ирландии, бассейн которых находился на торфяниках, что и определяло цвет жемчуга.
Цветной жемчуг редок, поэтому самая распространенная манипуляция, которую производят с жемчугом – окрашивание. Наиболее популярные оттенки – розовый, золотистый, черный. Действительно, с давних пор жемчуг искусственно подкрашивали (облагораживали), прежде всего, пытаясь придать ему черный цвет. Это объяснялось редкостью нахождения черного жемчуга и довольно высокой его ценой. Лучший по качеству морской черный жемчуг получают в раковинах моллюсков P. Margaritifera. На сегодняшний день в коммерческих масштабах этих моллюсков культивируют главным образом на островах Французской Полинезии (торговое название черный жемчуг Таити), а также на островах Кука и Фиджи.
Черный жемчуг может быть получен и из других видов двустворчатых моллюсков. Кроме того, на рынке распространен черный культивированный жемчуг, окраска которого не является природной, а получена путем облагораживания (морского жемчуга, и речного жемчуга). В случаях облагораживания цвета определение природы окраски, а также типа моллюска, возможно не всегда и часто требует сложных исследований.
Тонирование жемчуга - это целое искусство. Применяемые технологии и красители составляют коммерческую тайну. Мы знаем только основные этапы окрашивания.
Для начала жемчуг необходимо отбелить, для чего применяется либо перекись водорода, либо хлор. Но с этими растворами нужно быть осторожными, чтобы жемчуг не стал хрупким, и на нем не образовалась пленка. После отбеливания приступают к пилингу (снимают верхний слой перламутра). Этот метод применяется для того, чтобы под верхними слоями найти более совершенные нижние слои, к тому же, таким образом «залечиваются» мелкие трещинки на жемчужине.
Для окрашивания жемчуга в черный цвет, его сначала опускают в слабый раствор нитрата серебра на двое-трое суток и, после облучения солнечным светом или ультрафиолетовыми лучами в течении нескольких часов, осторожно полируют. Раньше так окрашивали некрасивые морские жемчужины с пятнами на поверхности. Сейчас технологии пошли дальше, но получение черного жемчуга при помощи нитрата серебра так и остается основным (достаточно простым и дешевым) способом.
Для придания розоватого цвета, жемчуг опускают в разбавленное масло или спиртовой раствор с примесью красной краски. Красители могут быть органическими – анилиновые красители, или же неорганическими – перманганат калия.
Чтобы получить насыщенный коричневый цвет, используют смесь кобальтовой соли и щелочи, после чего жемчуг облучают ультрафиолетом. После тонирования жемчуга его часто лакируют, поскольку окрашивание нарушает структуру минерала.
В самом факте окрашивания нет ничего криминального. Искусственно окрашенный жемчуг пользуется популярностью с 30-х годов прошлого века. Но некоторые торговцы скрывают сам факт изменения цвета и завышают на него цену, выдавая за природно-окрашенный. Поэтому, приобретая черный морской жемчуг, многие покупатели заказывают экспертизу, чтобы удостовериться в том, какого кота в мешке они покупают. А чтобы быть уверенным, что ваш черный жемчуг действительно таковой, надо ехать на Гаити, там запрещено продавать окрашенный черный жемчуг.
Кстати, в прошлом году разговаривала с человеком, который много лет занимается торговлей жемчугом. Он рассказал, что природным способом, цвета дорогого культивированного жемчуга получают, подкармливая моллюсков специальными кормами, содержащими красители. Кто занимался аквариумными рыбками, наверняка знает о кормах, которые формируют цвет рыбок. Таким образом получают гарантированный природный цвет жемчуга.
Безусловно, природный жемчуг, как и культивированный жемчуг природных окрасов очень дорог. Мы с вами практически всегда в продаже встречаемся с окрашенным жемчугом. Как я уже писала, в этом нет ничего плохого. Я очень хочу, чтобы вы, дорогие любители жемчуга, после прочтения моей статья кое-что поняли для себя.
Действительно, чаще всего вы покупаете искусственно окрашенный жемчуг, но бояться надо не этого. То, что цвет получен не природно, не проблема. Жемчуг при правильном уходе, необходимом любому жемчугу, будет радовать вас много лет. Проблема в другом. Жемчуг, как все, что создано природой, не идеален и имеет дефекты – трещинки, наплывы и т.п. Многие из вас презрительно морщатся и требуют идеальные жемчужины.
Я хочу рассказать, как получаются эти «идеальные» жемчужины. Жемчуг отбеливают в агрессивной среде, чтобы убрать неидеальные природные переходы оттенков. Затем жемчужина отправляется на пилинг – шлифовку верхнего слоя. Пилингуют ее пока не выравнивают все неровности и шероховатости, стирая верхний, самый перламутровый слой перламутра. Кроме того нарушается структура минерала, он становится хрупким, недолговечным. Чтобы жемчуг не «умирал» быстро, его лакируют или напитывают специальными маслами и смолами. Вы получаете идеальную «мумию» жемчужины. Знаете, такая себе неживая красота. Безусловно, каждый выбирает для себя сам, что для него ценно. Я просто хочу, чтобы вы знали и понимали, что покупаете, делали осознанный выбор.
Природа прекрасна своим несовершенством. Именно не-идеальность поверхности жемчужины позволяет наиболее ярко переливаться перламутру, ее покрывающему."
Оксана Грабовская
Ср, 09/03/2016 - 21:40
tasha_delamar
Ср, 09/03/2016 - 21:54
Алиция
Ср, 09/03/2016 - 22:07
Тала
Чт, 10/03/2016 - 09:10
Оксана Грабовская
Чт, 10/03/2016 - 11:13
Тала
Чт, 10/03/2016 - 19:59
Alion-ka
Чт, 10/03/2016 - 22:50
Оксана Грабовская
Сб, 12/03/2016 - 18:15