Книгу Донны Тартт «Щегол» читала не залпом. Роман читался нелегко. И всё-таки он мне понравился.
Книга рассказывает об истории жизни главного героя Тео.
После жуткого взрыва в художественном музее, Тео лишился матери, дома, размеренного уклада жизни и заботы. Он чудом выбрался из развалин, по случайности прихватив с собой шедевр живописи - картину «Щегол» Фабрициуса.
И стал «Щегол» – тайной в его жизни. И одновременно тяжёлой ношей и радостью. И памятью о маме. Именно мама старалась привить ему любовь к искусству. Однажды она ему рассказала, как отец показал ей лунный круг и сказал: «Помни, милая, он везде один и тот же. И если мы с тобой смотрим на него – значит, мы дома». После самых разных жизненных неприятностей мальчик будет возвращаться к спрятанной картине. И не только чтобы проверить, в целости ли она, но и успокоиться душой, полюбоваться её красотой и ещё раз увидеть симпатичного щегла.
И была в его жизни любовь…
И была встреча с двумя важными для него людьми. Один – благородный, честный, добрый, ставший ему учителем, реставратор мебели Хоби. Его дом – место, где всегда уютно и тепло, и хочется возвращаться. Другой – хулиган Борис, задорный и умный, но полный самых мерзких привычек.
И помогли Тео выстоять в этом мире - дружба, любовь и искусство.
Несколько цитат из книги…
«Мы не можем выбирать, чего нам хочется, а чего нет, вот она — неприглядная, тоскливая правда. Иногда мы хотим того, чего хотим, зная даже, что это-то нас и прикончит.
И как бы ни хотел я верить в то, что за иллюзиями кроется истина, я в конце концов понял, что за иллюзиями никакой истины нет. Потому что между «реальностью» с одной стороны и точкой, в которой реальность и разум сходятся, существует некая промежуточная зона, переливчатый край, где оживает красота, где две совершенно разные поверхности сливаются, отлавливаются и дарят нам то, чего не может нам дать жизнь: в этом самом пространстве и существует все искусство, все волшебство. И — готов поспорить, что и вся любовь.
И точно так же, как музыка — это межнотное пространство, так же как звезды прекрасны благодаря расстояниям между ним, так же как солнце под определенным углом бьет лучом в каплю дождя и отбрасывает в небо призму света — так же пространство, в котором существую я, где я хотел бы и дальше остаться, находится ровно в той срединной зоне, где отчаяние схлестывается с чистейшей инаковостью и рождается нечто возвышенное.
И когда мы приучаемся говорить с собой — это важно, важно, когда нам удается пением убаюкать свое отчаяние. Но картина научила меня еще и тому, что мы можем говорить друг с другом сквозь время. И, кажется, мой несуществующий читатель, я хочу сказать тебе что-то очень серьезное, очень настоятельное, и чувствую, что должен сказать это таким настоятельным тоном, как будто мы с тобой находимся в одной комнате. Мне нужно сказать, что жизнь — какой бы она ни была — коротка. Что судьба жестока, но, может быть, не слепа. Что Природа (в смысле — Смерть) всегда побеждает, но это не значит, что нам следует склоняться и пресмыкаться перед ней. И что, даже если нам здесь не всегда так уж весело, все равно стоит окунуться поглубже, отыскать брод, переплыть эту сточную канаву, с открытыми глазами, с открытым сердцем. И в разгар нашего умирания, когда мы проклевываемся из почвы и в этой же почве бесславно исчезаем, какой же это почет, какой триумф — любить то, над чем Смерть не властна. Не только катастрофы и забвение следовали за этой картиной сквозь века — но и любовь. И пока она бессмертна (а она бессмертна), есть и во мне крохотная, яркая частица этого бессмертия. Она есть, она будет. И я прибавляю свою любовь к истории людей, которые тоже любили красивые вещи, выглядывали их везде, вытаскивали из огня, искали их, когда они пропадали, пытались сохранить их и спасти, передавая буквально из рук в руки, звучно выкликая промеж осколков времени следующее поколение тех, кто будет любить их, и тех, кто придет за ними.»
Если бы у Тео была возможность, думаю, он подарил бы своей любимой девушке подвес «Дорога к свету». Правда, он создан по мотивам иного произведения, но на мой взгляд, точно передаёт внутренние ощущения героя, и символизирует победу красоты и изящества, мудрости и знаний на пути к своей Луне. Им тоже можно любоваться долго и видеть своё волшебство, мир и дом.
Дорога к свету от Тео