Честно говоря, я не помню какое событие, чье действие или слово зародили во мне желание познакомиться с джазом. Ведь ни дома, ни во дворе на более чем 40 квартир, эта музыка не звучала. Хотя вынести во двор бобинный проигрыватель, патефон или магнитофон в мои детские годы считалось нормальным и большинством соседей приветствовалось. В гостинице почти напротив моего дома часто останавливались певцы и музыканты. Музыка звучала часто. Преимущественно до 11 вечера.
Зато я хорошо помню удивление в глазах учительницы по специальности «фортепиано» когда я сказала, что хочу играть и джазовые композиции. Евгения Ивановна честно призналась в своей нелюбви к этому стилю, посетовала на отсутствие тематических сборников, но рассказала о магазине и полке, на которой я наверняка найду желаемое. Более того, пообещала минут 5-10 в конце урока уделять моим вопросам по разучиваемым пьесам. Естественно, при надлежащем качестве исполнения программ к сдаче экзамена, для отчетного концерта. Уверена, многие учившиеся в музыкальной школе помнят обязательные этюды, полифонию, крупную форму и т.д.
Все это происходило году в 1989, а может в 1990. Интернет еще не был распространен, нотной печатной продукции выпускалось мало, а уж по джазовой тематике… Все закончилось хорошо: бабушка выделила деньги, на указанной Евгенией Ивановной полке была найдена интересная книжечка. Более того, она была практически полностью проработана мной. Сегодня она хранится на моей полке воспоминаний, но я рада ее достать для фотосессии.
Уже позже я посмотрела фильм «Мы из джаза», а песня «Старый рояль» вошла в любимые.
А однажды она стала виновницей курьеза. Когда-нибудь я расскажу об этом случае.
Прошло много лет, но магия джазовой музыки для меня не ослабевает. Да, это направление очень разноплановое, многогранное, противоречивое и подчас сложное для восприятия. Сочетание джазовых стандартов и импровизации, гармонии и несогласованности, изменение ритмического рисунка и тональностей выливаются в рождение цельных и поразительно мелодичных композиций. Неописуемые чувства охватывают во время джем-сэйшнов, когда каждый исполнитель привносит свою фантазию, технику и настроение. А филигранные соло вызывают восхищение и дарят наслаждение.
Хочу разместить стихотворение из сети. Оно далеко от шедевра, но зацепило близкими мне образами. Возможно, оно будет созвучно и Вашему видению мира.
Что наша жизнь? — А это просто джаз
В полутонах лихих импровизаций.
Любовь и ненависть, как не крути, — про нас,
Про нас весна-проказница в цвету акаций.
Порой осенней шелестит листва
Тарелочками мерного хай-хэта,
Дыханье сентября уловим мы едва
В порыве ветра. Что же значит это?
А это — соло с водосточною трубой
Под ритм дождя и лязганье трамвая.
Мы осень слушаем с тревожною душой,
И сердце бьется, временами замирая.
Порою как придется, невзначай,
Поступок совершим, и это что-то…
Но никогда жизнь не дает тебе на чай:
Импровизация не признает игры по нотам.
Суровым и морозным декабрем,
По логике, сыграем просто коду.
Быть может, мы когда-нибудь поймем:
Предполагает сумасшедший джаз свободу
Мелодией цветов и вокализом вьюг —
В веках капризных джазовых старейшин.
Что наша жизнь? — Конечно, джаз, мой друг,
Извечный фантастический джем-сэйшн…
JAZZ