Сколько себя помню, в доме моих родителей всегда было много книг. Долгие годы они собирали библиотеку, свою любовь к книгам передали мне. Сегодня я была в родительском доме. И пока на кухне заваривался самый вкусный в мире чай, я подошла к книжному шкафу.
- Ну здравствуйте, старые знакомые… Помните меня? Прежде мы много времени проводили вместе. Долгие вечера, бессонные ночи…
Пальцы пробегают по хорошо знакомым книжным корешкам. Наугад выбираю книгу. Александр Блок «Избранное». Как же, помню. Когда-то этот томик мне подарили на день рождения. Книга – лучший подарок!
Открываю… «Незнакомка»!
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Память услужливо подсказывает продолжение…
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотиться крендель булочной,
И раздается детский плачь.
Трудно сказать, как давно я выучила эти строки. Сколько лет я знаю их? Двадцать? Тридцать? Даже не думала, что вспомню… Но ведь помню же!
…И вот среди душного города, грязи и пошлости кабака появляется таинственная Незнакомка. Словно видение возникает она из вечерних сумерек.
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вижу изящную женскую фигуру в темном платье и шляпе с вуалью. Какую-то призрачную, неуместную в интерьере дешевого питейного заведения.
И веют древними поверьями,
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Как же будоражило фантазию в юношеские годы это описание таинственной женщины…
И сегодня воображение рисует тонкое запястье, длинные нервные пальцы украшает изысканный перстень с большим камнем. Это же «Вензель»! Массивное украшение делает аристократичные руки женщины особенно хрупкими. В неверном вечернем свете поблескивают завитки серебряного кружева кольца, приковывая к себе нескромные взгляды. Словно почувствовав их, Незнакомка поправляет вуаль, и камень, ранее казавшийся пурпурным, вдруг блеснул сине-зеленым лучом! «Александрит!», - догадалась я.
Что же заставляет Незнакомку «каждый вечер, в час назначенный» в одиночестве приходить туда, где она явно выглядит инородным существом, принадлежащем совсем другому миру, где нет места грязи, уличной брани и любителям дешевой выпивки. Каким печальным мыслям предается она? Кого она здесь ищет? Или кого пытается забыть?
Может тайну Незнакомки хранит ее перстень? Это подарок близкого человека, фамильная реликвия, драгоценный амулет? А может это тайный знак для кого-то особенного, того, кто способен узнать ее даже за темной вуалью…
А может нет никакой Незнакомки… Может разгоряченное воображение поэта сыграло с ним злую шутку? И с первыми лучами солнца рассеется видение. Цвета любви и тайны превратяться в нежные оттенки зарождающегося утра, подобно тому, как меняет цвет камень в кольце прекрасной дамы...
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
- Перечитываешь? Пошли пить чай!
Мамины слова возвращают меня в наш уютный дом. С улыбкой закрываю книгу. Сегодня одной тайной стало меньше. Теперь я знаю, как выглядит кольцо Незнакомки!
Кольцо прекрасной Незнакомки