Человек течёт, как река,
постоянно изменяясь и оставаясь собой...
1985 год. Маленькая комната с самодельными плакатами из листов журнала "Ровесник", сейчас бы это назвали мотивирующий коллаж. Душный июльский вечер, каникулы начинают надоедать бесконечным однообразием, гулять нельзя - мы с велосипедом наказаны за существенные прегрешения, а без "коня" на пыльной улице возле двора делать нечего.
Раскачиваясь на стуле за письменным столом, разглядываю перепачканные в клею и шариковой ручке пальцы. Клея на пальцах много, намного больше, чем нужно было для склеивания двух маленьких картонок, но обдирать клей ПВА - сплошное удовольствие. Стол занимает половину комнаты и за время "домашнего ареста" на нём вырос бумажный город, сложная многоуровневая конструкция с отдельными квартирами и картонными людьми.
Электронные браслеты раньше были не нужны: мама, возвращаясь с работы, по размерам бумажного мегаполиса опытным глазом легко могла оценить, правда ли я сидела дома. Так, на столе нет ни прироста жителей, ни новых улиц... В холодильнике на месте вся еда, не вымыты полы, значит - быть грозе. На чёткий вопрос в мамином взгляде реагирую моментально: из кармана достаю "нечто" и отдаю. Непонятная штуковина, проглотившая мой день без остатка, выглядела полнейшей дичью. Два круга из плотного картона, склеенные по краям, полностью закрашены орнаментами из пересекающихся лучей и на одной стороне весьма натуралистично нарисован широко открытый и очень внимательный глаз.
- Что это такое и чем ты целый день занималась?!
- Мама, это мой специальный талисман, ОН смотрит за мной и всё знает. Там внутри маленький передатчик и теперь ОН всё обо мне знает, поэтому прячу в карман, чтобы не подсматривал.
- Ты сама придумала или перерисовала из энциклопедии, что за орнаменты и чей это глаз? - мама умела задавать мне вопросы, загоняющие в тупик.
Отвечать не хотелось, а не отвечать - нельзя, до окончания домашнего ареста было три дня и нужно выглядеть послушной, исправившейся девочкой. Нормальных версий не было. Лихорадочно подбирая ответ, подобающий правильной девочке, планировала сослаться или на БСЭ или на "Легенды и мифы Древней Греции", но растерялась, запуталась и выдала бредовейшую тираду, честно глядя в глаза снизу вверх:
- Понимаешь, рисовала не я, но об этом талисмане и о том, кто мне его дал, рассказывать нельзя. Если не рассказывать, ОН мне поможет, а если проболтаюсь, ОН накажет. Нашла талисман на столе ещё утром и, когда взяла в руки, поняла всё без слов. Прости, мама, но больше ничего сказать не могу, давай лучше положим талисман на стол и выйдем из комнаты.
Судя по маминому лицу, пояснение было так себе. Она видела пальцы в клею и пасте, видела однозначно земное происхождение "фантастического передатчика" и понимала, что я снова сочиняю небылицы, от чего меня и должен был излечить домашний арест, как крайняя педагогическая мера... В фильмах, которые продуманы до мелочей, в такие моменты начинает робко звучать грустная, но красивая мелодия, поясняющаю эмоции глубоко уставшей мамы, работающей на двух работах и переживающей из-за безнадёжной оторванности от реальной жизни единственного ребёнка, на которого можно кричать, можно наказывать, но за этими глазами текут свои непредсказуемые процессы. Мама интуитивно сделала гениальный выбор и будущее, присматривающее за нами через нарисованный глаз, состоялось.
Она осторожно отдала мне талисман и с абсолютно серьёзным выражением лица сказала:
- Редко такое бывает, но хорошо, что теперь ОН у тебя есть. Повезло нам наконец-то. Прячь талисман в карман, только карман застегни и не показывай никому. Давай скорее ужинать и беги на улицу, там тебя Наташка спрашивала, когда я с электрички шла.
Стоит ли говорить, что моя вера в чудеса тем летом была безгранична? Безобразничать я не перестала, конечно же, впереди было много печального и авантюрного, но мама стала воздерживаться от домашних арестов, ведь на людях значительно сложнее быть странной. Талисман в кармане сделал меня более креативной и менее вредной, ведь сам ОН (кто ОН-то?!) смотрел за мной и, главное, слушал. В общем, Cura te ipsum (исцели себя сам). А потом он где-то незаметно пропал, удивительно честный глаз, окруженный ровными линиями. Возможно, за мной больше не нужно было присматривать и исполнять мои желания?
-------
История эта вспомнилась сегодня ярко и спонтанно настолько, что погрузилась в то измерение полностью, ощутив запах, вспомнив цветочки на обоях и рисунок на ковре, запах мыла и клея ПВА, перечеркнув собою почти дописанный рассказ о значении символов "Магии взгляда", нового подвеса.
Я подготовилась, как старательная ученица. Добротный трактат о знаках и символах круга, семиконечной звезды, спирали, глаза, фото-объектива и даже серебра готов был давно, после появления большого подвеса с эмалью, но что-то в подробном описании меня царапало и тормозило премьеру украшения на сайте. Оттягивала время, сделали ещё маленький подвес, потом чармс и просто монетку. Задумалась о природе символов и моём к ним подлинном отношении...
Задумалась чрезвычайно сильно, до повторного перечитывания книги Эдварда Де Боно о латеральном мышлении. "Латеральному" мышлению Де Боно противопоставляет "вертикальное" - обычный способ мышления, при котором мы руководствуемся готовыми, ранее усвоенными, блоками решений. Простите, если цитата покажется слишком длинной и скучной для ювелирного блога, но из песни слова выбросить не могу, иначе будет не всё понятно дальше:
"... Подобно тому как вода углубляет под собой русло, стекая вниз по склону горы, вертикальное мышление, следуя по пути наивысшей вероятности, самим своим потоком повышает вероятность выбора этого пути в будущем. В то время как вертикальное мышление является наиболее высоковероятностным, латеральное оперирует малыми вероятностями.
Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прорыть новое русло, а старое перегородить дамбами в надежде на то, что вода отыщет новый и значительно более удобный путь. Иногда воду реки приходится даже вопреки естеству гнать вверх с помощью насосов. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент – и маловероятный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность. Это тот самый момент, когда вода, с трудом поднятая насосом наверх, переливается через край и тотчас же начинает течь свободно. Достижение этого момента и есть цель латерального мышления."
Почему для рисунков и орнаментов есть обозначения? Знаки и символы помогают нам двигаться по вертикальному пути. И очень здорово, когда есть готовое объяснение, как отразится на восприятии мира позитивная семилучевая звезда, как круг подчеркивает непрерывность, а спираль - эволюцию. Почему глаз и объектив расположены на разных сторонах подвеса и что серебро, на самом деле, первичная материя созидания... Вот только в этот раз объяснения не будет.
Все на Земле наполнено знаками и символами. Стоит задать вопрос, узнать что либо, пусть даже не осознанно и силы Вселенной дают нам подсказки. Мы видим знаки, удивляемся и верим в их магию. Верим, потому что узнаём и принимаем сердцем. А ещё верим, потому что можно загуглить и узнать, например, что глаз - символ созидания и ясновидения. Увидев на другом человеке звезду, мы посчитаем лучи и глянем, не расположена ли она вверх ногами. Крест, звезда или полумесяц на шее дают нам знаний о собеседнике больше, чем изучение паспорта.
Мы считываем символы и знаки почти всегда бессознательно, ориентируемся по ним за секунды и иногда невольно проскакиваем мимо нужного поворота событий, перед которым знак не поставили или он не подходит нам, например, по гороскопу. Вспомнила сейчас чудесную коллекцию "4 стихии". С самого начала мы с менеджерами проговариваем, как мантру: "Если нравится не ваша стихия по гороскопу, значит - вам её не хватает в коллекции, берите. Это же так красиво!", но многие покупатели сомневались и от покупки отказывались. Вот она, магия символов в действии. Изобразив природные силы в серебре, обозначив их ярко и узнаваемо, сузили круг покупателей.
Да, как оказалось в итоге, меня царапала в пояснении к новому подвесу не обыденность символизмов в моей мечте, а избыточность пояснений того, что не всегда стоит пояснять. Смысл магии и магия смысла любят некую недосказанность. Листая Фейсбук или Инстаграм, нахожу массу "философских" пояснений к товарам, дающим поверхностные гугл-векторы для принятия банальных истин. Модно стало всё делать "умное", "интеллектуальное", "особое", "душевное": хлеб, обувь, сумки, пиво, украшения. Да что там делать... Даже просто продавать китайские товары современные продвинутые магазины хотят исключительно философским способом с отсылом в семиотику и никак иначе.
Становится неловко на таком перенасыщенном фоне псевдосмыслов перегружать вас своими пояснениями...
Поэтому предлагаю остановиться на том, что "Магия взгляда" - новое, красивое, гармоничное украшение из серебра с хорошей историей. Создано украшение по моему эскизу Юлей Никифоровой. Есть в большом варианте с горячей эмалью, в меньшем - без эмали. Возможно и в виде монетки, для кинестетиков.
Историей о первом появлении в моём мире "глазастого" талисмана хотела напомнить: магия - стремление увидеть сокрытое, желание познать суть вещей. Открывая тайны внутри себя, человек становится магом и творит свою картину мира в соответствии со своей волей, видя что-то свое, личное в символах и знаках. Мне когда-то из будущего прислали знак, который чудесным образом помог посмотреть в себя и проложить тропинку от хаоса, через бумагу, к красоте серебра.
А что "Магия взгляда" покажет вам, решать только вам. И совсем немножечко - ЕМУ.
С любовью, Елена Маслова.
Магия взгляда. Что значат символы?