Прежде всего я коллекционирую красоту)))) Назвать простое многообразие тематик и наименований в n-количестве - коллекцией сложно, но можно))). Конечно это прежде всего украшения от любимого брэнда, сутажные украшения, книги, открытки, шарфы и палантины, комнатные растения и даже носки со смешными рисунками))))) Но больше всего под академическое понятие «коллекция» подходит мое увлечение керамикой..
Любовь к изделиям из керамики родилась еще в детстве, несмотря на то, что в нем было очень мало уникальной красоты, а все больше универсальной и довольно безликой штамповки из фаянса. Но порой достаточно лишь малого зернышка, капли воды и благодатной почвы))).
Таким зернышком стали редкие керамические жемчужины домашней коллекции моей семьи: блюдо и чашка дореволюционных времен, бережно хранившиеся у бабушки, а также купленные папой художественные изделия сказочного сюжета производства легендарного «Будянского фаянсового завода», который был жемчужиной украинского прикладного творчества, но, к сожалению, уже стал историей.
Каплей воды, превратившей простое любование в осознанную любовь, стала детская книга «Історія фарфорової чашки», прекрасное иллюстрированное издание доступно и красочно описывающее историю керамических изделий, начиная от простых глиняных, заканчивая сложными фаянсовыми и фарфоровыми, а также затрагивая производственный цикл стекла.. Обожала эту книгу и перечитывала много раз..
Итак, назад в прошлое)))
Очень любила глиняные кружечки-малютки из глины с этническим узором, которые жили у бабушки в деревне и мы (дети) пили из них парное молоко с ароматным свежим хлебом и жидким медом..
С молоком связана и еще одна любовь – набор будянского фаянса – Корова в цветочек (молочник) и теленок (чашечка), порой уговорить меня выпить молоко дома можно было лишь достав эту чашечку и обязательно наливать в нее молоко нужно было из оригинального молочника))))))))))) Даже сейчас очень люблю этот милый мини-сервиз)) Ну ведь правда милый?)))
Учитывая, что вся эта керамика стала историей, то захотелось немного рассказать об легендарном харьковском производстве, уверена у многих харьковчан есть образцы дома..
Будянский фаянсовый завод основан в 1886 году промышленником Кузнецовым М.С. в село Буды, где в это время проживали 1000 человек и через которое в 1870 году была проложена железнодорожная ветка Мерефа — Люботин. В 1887 году начала работу «Ново-Харьковская фабрика М. С. Кузнецова в селе Буды», которая стала основным предприятием села - на нем работал каждый четвёртый житель. На средства хозяина завода в Будах были открыты больница, баня, школа для рабочих и их детей, ремесленное училище, бараки и общежития, была подведена телефонная линия, открыта фабричная библиотека и Свято-Николаевский храм. .Фабрика стала четвёртым предприятием, вошедшим в созданное в 1889 году «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» (к началу XX века в "Товарищество" входили уже 8 крупнейших заводов России). В первые годы работы завод вырабатывал полуфаянс, а с 1892 года на заводе начали изготавливать изделия из фаянса, в 1894 году было освоено производство изделий из фарфора.
Производил завод и традиционно трактирный, и модный товар для городских обитателей. Поначалу тут только копировали зарубежные образцы – в формах, декоре… Но и крестьянский покупатель привнес свою лепту: миски-трактирки, кружки, кувшины, хозяйственные банки, украшенные цветами и букетами, очень близкими к народным настенным росписям и рисункам на сундуках, дышали свежестью природы. Тогда, впервые в русском фарфоре, Кузнецов использовал рисунок, нанесенный штампом при помощи трафарета, сочетавшийся с ручной допиской. Очень скоро «Будянский фаянс» стал самым большим и самобытным предприятием по выпуску столового фаянса на украинских землях. Ко второй половине XIX века Матвей Кузнецов, владелец нескольких крупных фарфорофаянсовых заводов, превратился в крупнейшего производителя фарфора, фаянса и майолики на мировом рынке и стал обладателем звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Кузнецов внимательно cледил за новинками продукции и технологий на мировом рынке, стремясь внедрить на своих заводах все последние достижения. В 1910 году французская фирма «Фор» выпустила автоматы для формовки чашек с толстыми стенками. Кузнецов тут же купил эти машины. В 80-е годы в Западной Европе стало модным украшать фарфор переводными рисунками способом декалькомании — многоцветной печати, полностью имитирующей ручную роспись. Эта технология была моментально освоена и в Будах. Неудивительно, что за 40 лет существования товарищества не было ни одной выставки или смотра промышленности, где бы Кузнецов не добился успеха. Похвальная грамота на Парижской выставке, медаль – на Всероссийской, право изображать герб Российской империи на своей продукции, звание поставщика Двора Его Императорского Величества – лишь основные его показатели.
На 1895 год, изготовлялось более 1000 образцов всевозможных предметов на сумму до 500000 руб. в год. Фабрика имела 9 горнов, из них 3 для обжига фарфора и 6 для обжига фаянса. Рабочих было 2141 человек. В конце XIX века объём производства достиг 6,5 млн фаянсовых изделий в год. В 1913 году завод выпустил около 11 млн. фаянсовых изделий.
В послереволюционное и также послевоенное время завод продолжал расширять свои производственные мощности, оставаясь при этом производством полного цикла. В 70-80 годах «Будянский фаянс» занимал первое место в Украине по объемам выпуска продукции (60,5 млн. изделий 74 наименований в год) – каждое четвертое изделие, производимое советской фаянсовой промышленностью, было изготовлено в Будах. После провозглашения независимости Украины завод стал одним из крупнейших производителей фаянса на территории Украины. Произведённая продукция кроме внутреннего рынка поставлялась на экспорт, к примеру, в сентябре 2002 года завод изготовил партию посуды для европейской сети супермаркетов «Карефорт», а в январе 2004 года - партию столовой посуды для Испании.. Но в 2006 году завод был признан банкротом и производство прекратило свое существование. В 2008 году коллекция заводского музея (свыше 7 тыс. экспонатов) была вывезена в Харьковский исторический музей, позднее 120 экспонатов передали в Будянский историко-краеведческий музей.
На изделия Будянского фаянсового завода наносились клейма, с указанием наименования предприятия или его эмблемы, а также зачастую и класс качества. C начала 1960-х годов эмблемой предприятия был петух. А в вашем доме живет такой петушок?)
Еще одним семейным раритетом является вот такая необычная чашка. Как Вы думаете, для чего эти дополнительные перегородки?
Так что семена дали всходы и я начала с интересом заполнять кухонные полочки разной красивой керамикой, находя в каждой из ее видов свою прелесть..
Путь от маленького кусочка глины до готового изделия, а то и до шедевра гончарного искусства долог и непрост. Уже тысячелетия человечество творит из природного натурального материала – глины.. Один из способов, которые гончары применяли в давние времена – пропитывание глины в молоке с последующим обжигом при высокой температуре – широко применяется и в наши дни. Такая молоченая посуда получается очень приятной на ощупь, дарит неповторимую ауру домашнего уюта и тепла.. Необычная «дымленная посуда» изготавливается из разных смеси глин, которые потом выжигаются «обкуриваются» - для обжига в специальную печь закладывют тщательно высушенные дрова из твердых пород и обжигают с применением особой технологии. Яркие глиняные изделия получаются если покрыть их специальными глазурями..
Одной из первых моих покупок, заложившей начало домашней коллекции была не посуда, а небольшая декоративная фигурка, купленная много лет назад на туристическом рынке в Крыму у подножия Ай-Петри..
этот барашек покорил мое сердце и любовь к глине пробудилась с новой силой..
Теперь из своих маленьких путешествий я начала привозить себе и на подарки керамику ручной работы – мнооого керамики: чашки, тарелки, чайники и многое другое..
Учитывая, что в тот период основным маршрутом был крымский отдых – то моя коллекция пополнилась воспоминаниями о аутентичном творческом «Городе мастеров» на Караимской улице Евпатории, где была куплены небольшая керамическая тарелочка и пиала с яркой ручной росписью, декоративная тарелка с павлинами из Бахчисарая авторства замечательного мастера Рустема Скибина, не сохранившаяся, к сожалению, патиновая ваза из Херсонеса.. Все это хранит тепло крымского солнца и соленого моря даже лучше чем видео, его просматриваю редко, а вот прикасаюсь к калейдоскопу красок постоянно..
Привезенная керамика из поездки в Турцию прекрасно сочетается с крымской, поскольку имеет схожие тюркские корни.. но обратите внимание, что большинство изделий на турецких рынках это не полностью ручная роспись, а ее имитация с использование наклеек по типу таких как мы используем на пасхальных яйцах)))
Еще одним заграничным гостем, правда купленным в Украине, является восхитительная узбекская керамика из Риштана, ее отличительная особенность это невероятно легкая звенящая глина, сродни фарфору, покрыта оттенками синего, зеленого и бирюзы, узор мелкий, тонкий из множества элементов и имеет сакральный характер и строится по принципу мандалы – центр это рождение человека, а по кругу рисунок показывает его развитие и жизненный путь. Ляган – это традиционное круглое блюдо для подачи плова, а пиалы используют для питья чая, хотя я использую в сервировке)) Гранатовый узор в восточной керамике всегда символ богатства, здоровья и любви..
О керамике я могу рассказывать очень долго и много))) Но все же главная любовь - это украинские мастера и их неповторимые изделия.
Первым мастером, чью керамику ручной работы я заказала была солнечная Таня Литус из Ужгорода с которой я Вас знакомила ранее, ее изделия неподражаемой красоты и качества.. Каждое утро у меня начинается с чашки ароматного чая в мято-розовой чашке и оттисками лаванды.. Прекрасное светлое утро.. Еще в коллекции несколько чашек (арбузная и гранатовая), лавандовый чайный набор с миниатюрным чайником и огромной чашкой (наполняют позитивом мой рабочий день), креативные тарели. Следующей порцией вдохновения стал харьковский дуэт «Juka trace», с которым я познакомилась на одном их арт-ярмарок города.. Дуэт составляют две нежные девушки, а их работы пронизаны тонким вкусом и невероятной женственностью.. Первой работой, купленной у «Juka trace», стал безумно милый акварельный зайчик на велосипеде, за ним летела на ярмарку, несмотря на плохую погоду, боялась, что не дождется))))) После этого коллекция в течении нескольких лет пополнилась блюдами с растительными тематиками и маленькими десертными тарелочками.. Стиль девушек очень узнаваем, пастельные тона и прекрасные картины с тонкой и очень художественной росписью в сочетании с оттисками цветов и трав..
Еще один замечательный харьковский мастер Вера Гнат.. пока у меня лишь 2 ярких гранатика и замечательные рыбки, но качество и красота этих работ, таких ярких, позитивных и очень стильных, без сомнения ждут продолжения коллекции.. А еще Вера очень душевный и приятный человек, влюбленный в свое дело и Харьков, о чем свидетельствуют ее странички в социальных сетях)))
Новинками моей керамической коллекции являются работы тоже харьковского мастера Ольги Иголкиной «Helga ceramic».. только посмотрите на эти разноплановые и креативные работы.. А фирменный сюжет Ольги с домиками и морем, уверена очень близок оринговцам..
Но покорили меня этот морской сюжет и солнышко.. Невозможная красота…
Ну и как не рассказать о прекрасной растительной коллекции, которую я собираю благодаря еще одному девичьему керамическому дуэту – керамічній майстерні «Чебрець» из города Зболдунов Ровенской области.. Работы девушек очень разноплановы, но меня очаровали именно лесные мотивы.. Тарели с папоротниками и блюда в виде листиков, прекрасный цвет глазури и плавные формы, позволяют ощутить глубину и силу природы..
Очень бы хотела показать все свои сокровища))) но лимит фото неумолим, а ведь есть еще красочная заводская керамика, да и керамика ручной работы, которая не вошла в лимит, но эта душевная и прикладная красота позволяет украшать и радовать себя и близких ежедневно)))
)))) у этого мастера много вариаций на эту тему, но меня пленил именно такой.. И о подвесе я мечтаю, чтобы внутри было море, были такие сапфирин, но не успела на них, со сложным рисунком
Ольга Николаевна, каждая тарелочка и чашечка в Вашей коллекции - настоящее сокровище, представляю, как приятно пользоваться такой посудой Спасибо за увлекательный экскурс в мир красочной керамики!
Моя коллекция – креативная керамика.