За учителей мы всегда пьем стоя и не чокаясь, потому что большинство из них уже умерли. Но мы их трепетно помним, они отдали нам часть своего сердца и души, научили всему, чему умели, стали почти родственниками (частью семьи так точно). И то, что мы во многом превзошли их, лишь свидетельствует о величии наших учителей.
Но сейчас я хочу рассказать не о своих любимых учителях, хотя их роль в моей жизни бесконечно велика. Я хочу рассказать о других людях, у которых я училась гораздо более интенсивно и другим, не менее важным вещам. Я хочу рассказать о своих врагах – вернее тоже учителях, но на тот момент времени я воспринимала их как некую враждебную силу.
Я помню как десять лет назад я мучительно выбирала – остаться в своем родном отделе, где я «выросла» и где ко мне все относились как к дочке, или перейти в другой- более престижный и более профессиональный отдел. Я решала не искать легкой жизни и ушла в новый отдел.
Его возглавлял довольно известный в своих кругах ученый, поэтому позвольте не называть его имени - просто А.И. В его отделе я тут же оказалась самым слабым звеном. Я все делала плохо, не так и не то, мне приходилось по 10 раз переделывать. Но это было не самое страшное - работу часто приходится переделывать, и ничего в этом плохого нет, я до сих пор минимум 5 раз правлю. Страшным было откровенное презрение с его стороны, поэтому когда я заходила к нему в кабинет - у меня мелкой дрожью дрожали колени, в висках гулко билось сердце и темнело в глазах.
Надо отдать А.И. должное, на общеинститутских собраниях он поддерживал меня, и вообще на людях мы абсолютно нормально общались, но наедине – он просто уничтожал меня. Я просто умирала в душе от его презрительного взгляда, когда он брезгливо морщился, читая мои статьи. Сейчас я понимаю, что писала я тогда наверное откровенно плохо, но и учили меня жестко, если не сказать жестоко!! Зато как результативно!
Так я проработала три года. В новую волну реорганизации меня к нему в отдел конечно же не взяли. Я защищала свою работу в последний раз, с треском провалилась (как мне тогда казалось, хотя сейчас я понимаю что достигнутый мной результата в том отделе – был чуть ли не самым большим достижением в моей жизни), но самое главное - я наконец-то не боялась и с холодным рассудком отстаивала свою позицию!!! Уходя, я подарила А.И. серебряную икону, как знак признательности за безумно сложные годы и урок на всю жизнь.
После увольнения я получила волчий билет, и мне стоило много усилий довести начатое до конца, преодолеть негативное мнение обо мне как об абсолютном непрофессионале и ничтожестве, которое уже распространилась и укрепилось в научных кругах. И я с огромной благодарностью вспоминаю тех людей, которые не смотря ни на что поддержали меня и не отвернулись!! Я теперь сама всегда стараюсь поддержать именно в сложной ситуации.
Но общение с А.И. дало мне очень много! А.И. научил меня сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Он научил меня держать удар, спокойно воспринимать критику, упорно подниматься в десятый и сотый раз, идти к цели, не обращая внимания на мнение окружающих. Научил воспринимать сложные переговоры как игру. Я перечитала кучу философской и психологической литературы, научилась навыкам НЛП и контролю за своими мыслями. Не побоюсь пафоса, я в те годы вырастила свою душу.
Не зря говорят: чтобы всплыть, надо оттолкнуться от дна! А.И. научил меня не преувеличивать свое достоинство, снижать и держать чувство собственной важности на таком низком уровне, что тебя уже просто не за что зацепить! И только тогда ты становишься практически не уязвимым… А это уже почти величие мудреца)
Благодаря А.И. я поняла, как важно щадить чувства других людей. Сейчас я часто ловлю себя на том, что говорю своим ученикам почти то же самое, что и мне когда-то говорил А.И., но совсем в другой форме. Мне говорят, что после моей критики появляется вдохновение и вера в себя, растет желание работать. Именно ради этого - я очень стараюсь ))
В заключение хочется сказать: благословенны препятствия, ибо ими растем. И сильных врагов как и мудрых учителей надо еще заслужить!
Никто тебе не враг, никто тебе не друг, но каждый человек - тебе учитель