Сей сказ о том, какими были строители в конце 19 - начале 20 веков.
Анекдот о строителях, которые в отместку скупым и сварливым хозяевам подкладывают в трубы, например, скорлупу от яиц, можно встретить и в наши дни. Но в те времена о мстительных рабочих ходили куда более жуткие истории.
Согласно народным верованиям, все строители домов - плотники, каменщики и печники - были по рангу равны колдунам. В трактате Максимова С. В. "Нечистая, неведомая и крестная сила" 1903 г. им посвящен целый раздел, начинающийся так: "О плотниках печниках распространены в народе многочисленные рассказы, свидетельствующие о том, насколько мстительны и недоброжелательны эти люди в тех случаях, когда им не доплачивают условленной суммы хозяева и подрядчики". И автор приводит массу примеров их мести.
Помимо вполне невинных каверз вроде горшка, бутылки или свистка в дымоходе, артельщики могли подложить под дом... неотпетого покойника. Или подселить хозяевам чертей. И все - пропал дом! Нечисть выживала людей. И стоял он с тех пор пустой и нежилой:
"...Построили плотники новый дом. Пришли они попрощаться да и сказали хозяйке: "Ну, тетка, тебе не спасибо, вовек будешь помнить, как ты нас поила-кормила". И вот за то, что она докучала им попреками, укоряя, что много у ней выпили и ещё того больше съели, - они посадили ей кикимору: никого не видно, а человеческий голос стонет...
...В Пошехонской деревне мышкинские плотники сделали так, что как придет вечер, так на повети и начнет плакаться жалобный голос.
В Белозерском уезде в деревне Иглине, у крестьянина Андрея Богомола, плотники так наколдовали, что кто из его семьи ни войдет в новую избу, всякий в переднем углу видит покойника, а если войдут с кем-нибудь чужим - не видят.
Такая же недобрая слава установилась и за печниками и каменщиками. Последние в особенности прославились злыми шутками, и притом на всю св. Русь. Найдется ли на её широком раздолье хотя один такой счастливый город, в котором не указали бы на заброшенный нежилой дом, покинутый и заколоченный наглухо? ...Пишущему эти строки указывали на соборной площади подобный таинственный дом, а три года тому назад об этом же самом доме сообщали, что верх так и стоит необитаемым уже много лет. Рассказывали, что как только кто-нибудь поселится в этом доме, в первую же ночь слышится голос...".
Анатолий Макаров в своей книге "Малая энциклопедия киевской старины" в разделе "Мистики-сатанисты" пишет весма примечательный рассказ киевлянина-очевидца Ясногурского, который невольно заставляет задуматься, какие языческие обряды лежат в основании старых зданий.
"Закладчина, - писал Ясногурский, - это важное и вместе стем опасное для хозяина дело, - смотря по тому, до какой степени распространится его щедрость. Угостит строитель ребят - пойдет все благополучно, а поскупится - не миновать беде".
...Среди артельщиков всегда находился какой-нибудь колдун, который "по дремучим лесам с нечистой силой жил и дружился, церквей не посещал, икон не уважал..., и в своей жизни много христианских душ загубил".
Подобные темные личности за определенную мзду публично проделывали на закладинах магические ритуалы, отводившие от будущего дома все беды и напасти.
"Двинулся Касьян к правому углу постройки, противу восхода солнца, снял шапку и стал проделывать странные кривляния то своим корпусом, то своей кривой рожей. Затем, освободив из бревна топор, швырнул его вверх над своей головой, а сам в то время, когда топор, опускаясь вниз, мог вонзиться в череп, моментально повернулся два раза на одном месте и ловко поймал за топорище приближающийся к его голове топор. Все ахнули и, осенив себя крестом, в один голос произнесли: "Свят, свят Господь Саваоф, с нами крестная сила!"
Лишь немногие догадывались, что это не игра и не забава, а начало древнего ритуала человеческого жертвоприношения... К чмслу этих немногих принадлежал и сам писатель, на закладинах у которого и совершал Касьян свой магический обряд.
"Ну, дядя Герасим, - произнес колдун, кончив манипуляции с топором, - командуй теперича, на чью голову закладывать?". "Валяй, брат, на мою старуху". "Полно брехать, ты это всерьез или зря сказал? - вопрошает недоверчиво Касьян. - Опомнись, Герась!". "Всерьез говорю, валяй смело, больно уж надоела ворчливая баба, возьмем молодуху, погуляем", - твердит свое Герасим. "Твое дело, смотри, опосля не пеняй".
И в это время Касьян, вынув из грязного своего кисета что-то наподобие порошка бурого цвета, всыпал в отверстие, проделанное заранее топором в бревне, и при словах: "На старуху, так на старуху", плюнул на все четыре стороны и гаркнул: "Готово, ребята, начинай!". Закипела работа, и втечение месяца дом был вырублен".
А вот невинная жертва, принесенная колдуном Касьяном при его закладке, как утверждает Ясногурский, "вдруг после этой закладины занемогла", хотя ранее "никогда не болела", и спустя четыре месяца умерла. Все это, пишет автор, произошло при закладке его собственного дома, и всему этому он был очевидцем".
Максимов также упоминает, что среди строителей всегда существовал некий жрец, проводивший магические ритуалы на разных этапах строительства.
А мораль сего сказа такова: никогда не нужно скупиться при постройке собственного дома. Скупой платит дважды.
И как все таки замечательно, что нынешние прорабы, строители и плиточники полностью утратили сии магические знания. Иначе те, кто годами не может закончить ремонт, рассчитывая бездельников и лоботрясов и меняя по ходу целые бригады, жили бы в окружении кикимор, бесов всех мастей и, не приведи Господь, покойников. Хотя... а кто их знает этих строителей?
О строителях и мистике.