"Искренне прошу – смейтесь надо мной,
Если это вам поможет.
Да, я с виду шут, но в душе король
И никто, как я, не может!"
Король и Шут, из песни "Гимн шута"
Такое явление как шут появилось в средние века. С политической точки зрения он - главный советник короля, т.е. обладает неограниченной властью. Но он не помощник короля, шут – это пародия правителя, искажение власти до полной неузнаваемости. С социальной точки зрения шут – это изгой, не человек вовсе, а сломанное зеркало, в котором по какой-то странной прихоти отражаются все пороки общества. И, наконец, шут несет важнейшую культурную функцию: музыкант, актер, фокусник. Шут умел делать все и не умел ничего. Шут мог быть кем угодно, как джокер в колоде карт может заменить любую другую в комбинации, но всегда оставался в стороне от земных забот. Шут обладает неограниченной властью над всеми, даже над королем, но власть эта как бы случайна, в шутку. Шут – это темная сторона вещей, та часть айсберга, что скрыта под водой, тень, которую отбрасывает каждый.
Таким образом, шут стоит как бы выше всего общества, выше всех человеческих законов, и ниже всех одновременно. При этом главное, что ассоциируется с шутом, главный его признак – это смех. Его наряд, манеры, шутки – все вызывает смех у толпы. Тут необходимо немного отступить и объяснить онтологию смеха.
Своеобразную концепцию смеха развил французский философ Анри Бергсон. Бергсон считает, что смех является одной из характерных черт человека как "умеющего смеяться животного". По Бергсону смех вызывает все механическое, искусственное, когда оно проявляется в естественном, настоящем. Когда спотыкается серьезный политик, чихает лектор и.т.д. Т.е. смех рождается при обнаружении зазора между настоящим и подделкой, копией.
Исходя из этой концепции, смех шута – это зазор между правдой и злом, адом и раем, жизнью и смертью. Шутовство – это попытка указать людям на сакральное, гротескно изображая искусственное, человеческое.
В литературе, живописи и кинематографе шуты часто играют ключевую роль.
Само явления шута исчезло с появлением Просвещения, но архетип сохранился и до наших дней. В современном мире функции шута преимущественно выполняет масс-медиа, особенно это касается телевидения. Но если в средневековье шуты учили людей смеяться над собой, то современные шуты ставят перед собой куда менее высокие цели.
Обществу всегда будет нужен шут, в той или иной форме. Шута можно выдумать, нарисовать, подражать ему и он от этого станет только еще более реальным, ведь природа его лежит в гротеске, искусственном преувеличении (вспомним грим, одежду шута), которого в реальном мире практически не существует, но к которому человек всегда будет тянуться как к символу неземной, возвышенной истины, которую невозможно понять, и над которой можно только смеяться.
(Информация взята из открытых источников на просторах интернета)
Технические характеристики: подвес в высоту до 5 см, со скрытым ушком (как в Горгоне), основная вставка - кабошон груша 12×16 мм, колпак объемный, немного взъерошенный, с грубыми изломами, на концах подвижно крепятся серебряные шарики с камешками бриллиантовой огранки, треугольный орнамент на колпаке вдавлен, чтобы при оксидировании был ярко виден рисунок.
Подвес "Шут"