Искусство художественной обработки металла уходит корнями в глубину веков.
Культурные достижения древнейшего населения юга Украины становились образцами для художников новой эры.
Одна из интереснейших страниц истории Украины связана с кочевыми ираноязычными племенами, которые почти 15 веков господствовали на широких пространствах южноукраинских степей.
Сквозь тысячелетия киммерийцы, скифы, сарматы говорят с нами … языком памятников - курганов.
Наиболее ранние ювелирные изделия происходят из киммерийских захоронений IX - VII вв. до н.э. Они составляют небольшую группу предметов, которые служили украшениями оружия киммерийских воинов, конского снаряжения, одежды, культовых и бытовых предметов. Эти украшения выделяются оригинальными формами, целостностью и лаконизмом композиций, своеобразными узорами.
Киммерийскому искусству были присущи геометрические мотивы: спирали, кольца, крестовидные, прямоугольные и ромбовидные фигуры, лунницы, розетки, меандры. Для изготовления металлических украшений мастера применяли разные технические приемы: литье по восковой модели, ковку, тиснение, резьбу и пайку. Некоторые предметы инкрустированы стеклянными вставками, которые усиливали впечатление декоративной завершенности.
Яркий и неповторимый колорит в древнее искусство Украины внесли кочевые скифы. Особой самобытностью выделяются изделия, выполненные в так называемом скифском зверином стиле. Главные персонажи - олень, горный козел, конь, хищники кошачьей породы.
На рубеже V - IV вв. до н.э. в Северном Причерноморье сформировался своеобразный декоративный стиль - эллино-скифский. Основу композиции изделий в нем составляли греческие образы и мифологические сюжеты. Эллинские ювелиры создавали вещи, которые становились моделями для местных мастеров.
Среди скифов приобрели популярность образы и сюжеты, выполненные причерноморскими художниками в соответствии с традициями эллинского классического искусства. На различных предметах помещены сцены терзания хищниками добычи, поединка человека с чудовищем, а также сложные многофигурные композиции. Яркий тому пример - серебряная чаша из кургана Гайманова Могила. На ней изображены одетые в парадные костюмы вельможные скифы, которые держат в руках символы власти. Поражает виртуозность исполнения сюжета, реалистичность, „портретность” основных действующих лиц, мастерство тонкой гравировки в передаче черт лица, завитков волос, в отделке одежды и оружия.
На золотом „шлеме” из кургана Передериева Могила реалистично поданы сцены битвы старых скифов с молодыми: возможно, иллюстрация к одной из пересказанных Геродотом скифских легенд.
Среди памятников, которые составляют ценный источник для изучения духовного мира причерноморских кочевников, выдающееся место принадлежит пекторали - нагрудному украшению скифского царя....
"В ней воплощена душа целого народа”, - написал известный украинский археолог Б.Н. Мозолевский, который в 1971 году открыл ее миру. Сюжеты, представленные на трех ярусах-”мирах” пекторали, имеют сложное символическое значение.
К периоду расцвета сарматской культуры (І в. н.э.) принадлежит большинство самых богатых курганов, в которых найдены высокохудожественные изделия античных, фракийских и малоазийских центров. Как и в скифском искусстве, в художественных изделиях сарматов преобладали зооморфные мотивы. Однако они отличались от скифских манерой трактовки: значительной стилизацией, орнаментальностью, инкрустацией фигурок животных цветными вставками.
Прекрасные образцы этого стиля - полые золотые браслеты из Ногайчинского кургана, покрытые жемчужинами и бусинами из оникса. На корпусе этих наручных украшений помещены скульптурные изображения мифических образов - Эрота и Психеи.

Ювелирные украшения из Ногайчинского кургана.
1 — серьги.
2 — гривна.
3 — колье.
4, 8 — фибулы.
5 — кулон.
6, 7 — сосудики.
9 — брошь-заколка.
10, 11 — браслеты.
12, 13 — перстни.
14, 15 — ножные браслеты


Композиция «Эрот и Психея».
1-5 — ногайчинские браслеты.
6-7 — терракотовая статуэтка из Амиса
Дельфин сарматской царицы . Эту застежку из горного хрусталя в виде дельфина нашли в Ногайчинском кургане, в захоронении женщины, жившей в конце I века до н.э. - I веке н.э. Судя по обилию золотых украшений и драгоценных камней, речь идет о царице или жрице. Находка имела огромную научную ценность: она позволила больше узнать о сарматских племенах. Возможно, археологи нашли захоронение легендарной царицы сарматов Амаги.
Все эти художественные традиции нашли закономерное продолжение в разных видах изобразительного искусства славянских племен этого региона.
Вот, такой небольшой исторический экскурс 
До новых встреч на Форуме 
Ваш RURORU721
Подготовлено по материалам miku.org.ua, liberea.gerodot .
САМЫЙ... историко-художественный обзор.