Свет плохо устроен: королям следовало бы время от времени
на себе испытывать свои законы и учиться милосердию.
(Марк Твен, "Принц и нищий" 1881 г.)
Одной из самых любимых книг детства была невероятная история о Принце и нищем. Я не просто знала её почти наизусть, но и придумывала для нашей компании большие игры по мотивам приключений. Сама сюжетная линия обмена судьбами, вышедшая из-под пера гениального Сэмюэла Клеменса, стала источником бесконечного вдохновения и повторения - сотни вариаций неожиданных взлётов нищих и падений в грязь принцев мы можем видеть в фильмах и книгах. Но первая, оригинальная история не становится от этого хуже. Пусть это скорее сказка, чем исторические факты, но прототип у Принца был и весьма любопытный.
Замысел «Принца и нищего» сложился у Марка Твена примерно в 1877 г, в записных книжках была общая канва сюжета. «Эдуард VI и нищий мальчик случайно меняются местами накануне кончины Генриха VIII. Принц, в лохмотьях, бедствует, а нищий, ставший принцем, терпит муки дворцовой жизни вплоть до самого дня коронации в Вестминстерском аббатстве, когда все разъясняется».
«Возможно, что это исторический роман, но возможно — предание, легенда, пожалуй, все это было, а пожалуй, и не было, но все же могло бы быть»
У книги светлый, но грустный финал. Когда читала первый раз, хотелось верить, что король будет жить долго. Но рамки биографии Эдуарда VI, умершего в шестнадцать лет, не оставили Марку Твену большого выбора, поэтому моя книжка была вся в слезах.
"...Бедняжка король Эдуард VI процарствовал очень недолго, но его короткое царствование было поистине славным. Не раз случалось, что кто-нибудь из знатных царедворцев начинал доказывать молодому королю, что его милосердие граничит со слабостью, что законы и без того слишком мягки, что никого они не гнетут и не заставляют страдать сверх меры. Тогда король обращал на говорившего красноречиво-грустный взгляд своих больших добрых глаз и отвечал:
– Что ты понимаешь в страдании! Много ли ты знаешь о гнете? Я да мой народ знаем и понимаем страдание, но никак уж не ты.
Царствование Эдуарда VI отличалось необыкновенным милосердием по тем жестоким временам. И теперь, расставаясь с маленьким королем, постараемся твердо это помнить, оценивая его благородную личность."
Позже познакомилась с Томом, Геком и почти сразу увидела замечательный фильм об их приключениях. Вот уж было где разгуляться фантазии! Ой, а каким страшным казался индеец Джо... Наверное, сложно создать таких героев, которые и через сотню лет кажутся живыми сорванцами, живущими на соседней улице.
А ещё у Марка Твена есть много крылатых выражений и удивительно современных мыслей. Хотя что здесь удивительного? Бегут года, но люди-то особо не меняются и их радости и огорчения не меняются тоже.
Мне было сегодня очень приятно вспоминать историю своего знакомства с его книгами, свои детские фантазии и потёртые томики с черно-белыми иллюстрациями и пожелтевшими краями страниц. Да, нужные книжки читались в детстве.
Надеюсь, что у вас тоже есть свои любимые книги Марка Твена и связанные с ними чувства. А значит, сессия пройдёт хорошо. Начинаем!
С любовью, Елена Маслова.
Сессия № 9. Чувство справедливости и чувство юмора. Удивительный Марк Твен.