Экслибрис, явление с виду сугубо практическое, совсем не так прост, как может показаться. Это не просто знак принадлежности книги определённому владельцу - это своего рода его, владельца, подпись, короткий изящный рассказ о самом себе. Неудивительно, что ценители и знатоки книжного дела считают экслибрис отдельным видом искусства!
Экслибрисы, как правило, создавались самими владельцами книг - нетрудно догадаться, что в первую очередь, из практических соображений. Но и великие художники не обходили экслибрис вниманием - например, Альбрехт Дюрер, мастер гравюр и литографий.
Чтобы представить себе картину во всей полноте, расскажу немного о самом Дюрере. Он был невероятно талантливым художником - это знают все, настоящим первопроходцем от искусства, смело бравшимся за самые сложные композиции и замысловатые сюжеты. Кстати, он был одним из первых - если не первым - кто написал собственный автопортрет; по меркам недавно закончившегося Средневековья это была невероятная дерзость. Но основную славу ему принесли не столько живописные полотна, сколько гравюры.
Гравюра в те времена - не то, чтобы даже искусство в полном смысле слова. В самом деле, что же это за искусство, которого можно сотню штук напечатать? Отношение к гравюрам было соответствующим: никто и не думал о них, как о чём-то высоком и красивом. Но Дюрер изменил всё. "Низкий жанр" гравюры давал определённую свободу - в отличие от живописного полотна, на ней можно было изобразить практически что угодно. И Дюрер принялся экспериментировать, усложнять технику, вводить новые сюжеты... И буквально в одиночку превратил гравюру в высокое искусство, полностью изменив отношение к ней. Кстати, в каталоге Оринго есть удивительное украшение, вдохновлённое Дюрером - "Магический квадрат". Такая фигура появляется на его знаменитой гравюре "Меланхолия", и пока что ни учёные, ни искусствоведы так и не смогли понять, что же она символизирует. Трудно было пройти мимо такой красивой и интригующей загадки!..
На фото: подвес "Магический квадрат"
И, разумеется, Дюрер не мог не обратить внимание на экслибрисы - ведь именно в технике гравюры они обычно и делались. Начав работать с ними, Дюрер так же легко и незаметно превратил прозаичные подписи на книгах в отдельный вид искусства.
Первым стал экслибрис для друга художника, Виллибальда Пиркгеймера, известного гуманиста и библиофила. Дюрер работал над ним очень долго, но, увы, так и не закончил - экслибрис существует только в виде эскиза, до гравюры дело не дошло. Однако сложность и изысканность хорошо заметны даже в эскизе - сразу видно, что такой экслибрис надо заслужить.
А это экслибрис самого художника, в котором он соединил фамильные гербы отца и матери. К слову сказать, во многих экслибрисах присутствовали элементы герба владельца - красиво, практично, а главное, узнаваемо. Вот и здесь распахнутая дверь в нижней части изображения взята с герба отца Дюрера (да, гербы нередко бывали довольно странными). А орлиные крылья и мавр - элементы герба матери художника.
К вопросу о странных гербах: гербовый экслибрис некоего Ганса Бургкмайра. Бык - не самая популярная геральдическая фигура, так что книгу с таким экслибрисом опознать наверняка было нетрудно.
Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория в Вильне (Вильнюс). Здесь сразу понятно, что и кому принадлежит. Три шипа на груди у орла - герб рода Баториев (это не шипы, кстати, а драконьи зубы).
И наконец, эслибрис Помера Гектора - настоятеля церкви св. Лаврентия в Нюрнберге. Удивительно тонкая, сложная и странная работа: на ней столько необычных символов, что им можно посвятить отдельную статью...
Остаётся лишь удивляться, как из прозаического и прикладного, в сущности, явления выросло целое искусство... Впечатлили ли вас старинные экслибрисы?
P.S.: О Дюрере в Оринго уже рассказывали немало: вот интересное эссе Елены Масловой о его жизни и творчестве, а вот - история о волшебстве известной гравюры "Меланхолия I".
Ольга Оринго
Minakova
Пнд, 29/03/2021 - 18:11
Cleona
Пнд, 29/03/2021 - 19:14
Натали
Втр, 30/03/2021 - 00:01
ljudviga
Втр, 30/03/2021 - 11:49