Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Альбрехт Дюрер, родоначальник немецкого экслибриса

Экслибрис, явление с виду сугубо практическое, совсем не так прост, как может показаться. Это не просто знак принадлежности книги определённому владельцу - это своего рода его, владельца, подпись, короткий изящный рассказ о самом себе. Неудивительно, что ценители и знатоки книжного дела считают экслибрис отдельным видом искусства!

Экслибрисы, как правило, создавались самими владельцами книг - нетрудно догадаться, что в первую очередь, из практических соображений. Но и великие художники не обходили экслибрис вниманием - например, Альбрехт Дюрер, мастер гравюр и литографий.

56834f6e6ea5892529807cc189a5f302.md.jpg

 

Чтобы представить себе картину во всей полноте, расскажу немного о самом Дюрере. Он был невероятно талантливым художником - это знают все, настоящим первопроходцем от искусства, смело бравшимся за самые сложные композиции и замысловатые сюжеты. Кстати, он был одним из первых - если не первым - кто написал собственный автопортрет; по меркам недавно закончившегося Средневековья это была невероятная дерзость. Но основную славу ему принесли не столько живописные полотна, сколько гравюры.

Гравюра в те времена - не то, чтобы даже искусство в полном смысле слова. В самом деле, что же это за искусство, которого можно сотню штук напечатать? Отношение к гравюрам было соответствующим: никто и не думал о них, как о чём-то высоком и красивом. Но Дюрер изменил всё. "Низкий жанр" гравюры давал определённую свободу - в отличие от живописного полотна, на ней можно было изобразить практически что угодно. И Дюрер принялся экспериментировать, усложнять технику, вводить новые сюжеты... И буквально в одиночку превратил гравюру в высокое искусство, полностью изменив отношение к ней. Кстати, в каталоге Оринго есть удивительное украшение, вдохновлённое Дюрером - "Магический квадрат". Такая фигура появляется на его знаменитой гравюре "Меланхолия", и пока что ни учёные, ни искусствоведы так и не смогли понять, что же она символизирует. Трудно было пройти мимо такой красивой и интригующей загадки!..

a34505864a8eab60649e222e6ca3197d.jpg

На фото: подвес "Магический квадрат"

 

И, разумеется, Дюрер не мог не обратить внимание на экслибрисы - ведь именно в технике гравюры они обычно и делались. Начав работать с ними, Дюрер так же легко и незаметно превратил прозаичные подписи на книгах в отдельный вид искусства.

Первым стал экслибрис для друга художника, Виллибальда Пиркгеймера, известного гуманиста и библиофила. Дюрер работал над ним очень долго, но, увы, так и не закончил - экслибрис существует только в виде эскиза, до гравюры дело не дошло. Однако сложность и изысканность хорошо заметны даже в эскизе - сразу видно, что такой экслибрис надо заслужить.

1cf4247f1f9894f336177a8ce088d6f6.jpg

 

А это экслибрис самого художника, в котором он соединил фамильные гербы отца и матери. К слову сказать, во многих экслибрисах присутствовали элементы герба владельца - красиво, практично, а главное, узнаваемо. Вот и здесь распахнутая дверь в нижней части изображения взята с герба отца Дюрера (да, гербы нередко бывали довольно странными). А орлиные крылья и мавр - элементы герба матери художника.

86da7233aab678d3fd03e749c09b5e92.jpg

 

К вопросу о странных гербах: гербовый экслибрис некоего Ганса Бургкмайра. Бык - не самая популярная геральдическая фигура, так что книгу с таким экслибрисом опознать наверняка было нетрудно.

311db42c2dab42a04df47b689ed4838c.md.jpg

 

Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория в Вильне (Вильнюс). Здесь сразу понятно, что и кому принадлежит. Три шипа на груди у орла - герб рода Баториев (это не шипы, кстати, а драконьи зубы).

281442631231c1b5ffc20a005fcecec9.jpg

 

И наконец, эслибрис Помера Гектора - настоятеля церкви св. Лаврентия в Нюрнберге. Удивительно тонкая, сложная и странная работа: на ней столько необычных символов, что им можно посвятить отдельную статью...

4c97944512e1d1132cc5c7073840a26a.md.jpg

 

Остаётся лишь удивляться, как из прозаического и прикладного, в сущности, явления выросло целое искусство... Впечатлили ли вас старинные экслибрисы?

 

P.S.: О Дюрере в Оринго уже рассказывали немало: вот интересное эссе Елены Масловой о его жизни и творчестве, а вот - история о волшебстве известной гравюры "Меланхолия I". 

Ольга Оринго

Minakova
Пнд, 29/03/2021 - 18:11

Будете в Нюрнберге, обязательно посетите дом-музей Альбрехта Дюрера) потрясающее место! Есть аудио-экскурсия на русском, и построена она так, будто по всему дому вас провожает Дюрера его жена, и рассказывает, где здесь что. Лучшей экскурсии я пока не слышала нигде! Напротив музея есть прекрасная пивная, Можно взять кружечку и сидеть под огромным деревом, любуясь большой скульптурой дюреровского зайца)))
Cleona
Пнд, 29/03/2021 - 19:14

Фигура Дюрера и его художественное наследство потрясли ( на 15 залов в Венском музее ушло 4 часа). Титан.
Натали
Втр, 30/03/2021 - 00:01

"герб рода Баториев" ... это случайно не потомки Элизабет Батори (Bathory)... той самой красавицы, кровавой графини? ) В Средние Века было возможно всё...
ljudviga
Втр, 30/03/2021 - 11:49

О, тема о моем любимом художнике. В детстве (а в ту эпоху дети начинали рано работать) Альбрехт Дюрер учился вырезать, быть гравером. Набив прекрасно руку, он не менее точно стал писать картины. Интересно, что когда один из художников спросил, как Альбрехту удается так идеально рисовать волосы и не использует ли тот специальные кисти, то Дюрер взял обычную кисть у этого художника и продемонстрировал свое мастерство. Величий мастер, талант!