Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Алексей Бекетов, добрый гений Харькова

Сегодняшний материал об архитекторе Алексее Бекетове был написан командой исторического календаря "Харьков: люди, события, даты" и любезно предоставлен Оринго. Внимательные оринговцы помнят, что в прошлом году мы знакомились с его представительницей, Натальей Васильевой, и уже читали историческую статью о Залопани от этого проекта. Конечно, на неделе, посвящённой городу и урбанистике, мы не можем обойтись без харьковских рассказов. Так что на этой неделе Ольга Чистякова и Наталья Васильева оказывают Оринго информационную поддержку, за что мы их очень благодарим.

 

звездочказвездочказвездочка


Проходя по улицам и площадям нашего города и любуясь архитектурными ансамблями конца ХІХ – первой половины ХХ вв., мы с восхищением и благодарностью вспоминаем о выдающемся архитекторе. Его «каменные летописи» сформировали неповторимый облик Харькова. Шедевры зодчего украшают и другие города Украины, России.

Академик архитектуры с 1894 г., Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1941 г.), действительный член академии архитектуры СССР, один из основателей Союза архитекторов Украины – имя Алексея Николаевича Бекетова занимает одно из почетных мест в истории отечественной архитектуры.

 

85b0368a97ddd0a8f1134be6902d43f8.md.jpg


ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЭСКИЗА
Гениальный зодчий, талантливый строитель, замечательный педагог и художник, потомок древнего дворянского рода родился 19 февраля (3 марта по наст. ст.) 1862 г. в Харькове, в семье выдающегося русского ученого, физико-химика Николая Николаевича Бекетова (1827–1911) и его жены Елены Карловны Бекетовой (урожденной Мильгоф). Детские годы А. Н. Бекетова прошли в Харькове, где он окончил Первое реальное училище (1875–1882), одновременно обучаясь в частной художественной школе М.Д.Ивановой-Раевской.

Одним из первых учителей Алексея Николаевича была харьковская художница Мария Раевская-Иванова (первая женщина в России, которой Академия художеств присвоила звание художника). Затем его наставником стал Дмитрий Бесперчий (ученик Карла Брюллова).

Учился Алексей очень хорошо. Он без видимого труда поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге. Блестяще его окончил в 1888 г. с золотой медалью за проект курзала на Черном море. По окончании академии молодому архитектору предлагают работать в Москве и Петербурге. Блестяще будущее! Но Бекетов не изменил ни себе, ни городу. Он возвращается в родной Харьков, где его ожидают запыленные окраины с тесными домиками и переулками.

Бекетову всего 26 лет, он полон энергии и замыслов: сделать свой родной город красивым и уютным, создать такие здания, которые будут свободно парить в пространстве города, органично существуя в интерьере улиц.

Вот как сам архитектор объясняет свой выбор: "Я стоял у сказочных дворцов и вспоминал узкие переулочки родного города, тесные и грязные, застроенные глиняными домиками улицы. И меня неудержимо потянуло в Харьков. Захотелось отдать ему все мои способности".


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
С 1 сентября 1889 г. А. Н. Бекетов приглашен на должность преподавателя архитектурного проектирования и черчения в Харьковский технологический институт, где читал лекции и руководил курсовым и дипломным проектированием до 1935 г. Работал он и в других харьковских вузах. Учениками Бекетова в разное время были такие известные в дальнейшем архитекторы как А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, А. А. Таций, А. М. Гинзбург, В. Г. Кричевский, Ф. Ф. Олейник, П. Е. Шпара, А. М. Касьянов и др. Подводя в автобиографии итог своей творческой и преподавательской деятельности, он писал: "Вообще же со студентами у меня всегда были сердечные отношения и они чувствовали, что я люблю молодежь".

С возвращением в Харьков произошло еще одно важное событие в жизни молодого человека: 17 сентября 1889 г. Алексей Николаевич женится на Анне Алексеевне Алчевской, молодой художнице, дочери крупного промышленника и известного мецената А. К. Алчевского и просветительницы Х. Д. Алчевской.

 

0a6621ebe45537460b912ef2f15848c1.md.jpg

 

Путь к признанию сложился у А.Н.Бекетова счастливо. Но за видимыми успехами, видится напряженный труд, стремление, к познанию и совершенствованию, требовательность к себе, любовь к родному городу.

В начале ХХ века Харьков переживал этап бурного экономического развития, город приобретал статус одного из крупнейших промышленных и культурных центров на юге Российской империи. Сопутствовавший этому строительный бум привлек многих известных архитекторов.
В составе центральных ансамблей города стали появляться новые, современные сооружения: банки, суды, театры, многочисленные учебные заведения, гостиницы, доходные дома, торговые здания, кардинально преобразившие облик губернского города.


СЧАСТЛИВОЕ НАЧАЛО
Одной из первых заметных творческих удач молодого архитектора была победа в закрытом конкурсе, организованном Купеческим обществом, на проект нового здания Александровского коммерческого училища (1889–1901). Проект при общей симметричной композиции отличался рациональной и удобной планировкой, классически выдержанными пропорциями, строгостью изящно прорисованных деталей. Это училище, возведенное за три года в северном конце Пушкинской улицы, стало первой постройкой А. Н. Бекетова в Харькове.

Следует подчеркнуть, что учебные и просветительские заведения — одно из важнейших направлений в творчестве архитектора. Это было связано не только с тем, что в Харькове, интеллектуальной столице юга Российской империи, в начале ХХ века строилось большое количество учебных зданий, но и с традициями семьи Бекетовых, для которых работа в области распространения образования была одним из первоочередных общественных дел.

Одним из важнейших сооружений, служивших делу народного просвещения, для Харькова начала ХХ века была Общественная библиотека (1899–1901). Ее открытие состоялось еще в 1886 г. по инициативе Общества распространения грамотности в народе. Более двенадцати лет учреждение существовало в наемном помещении, и объем его фондов вскоре увеличился настолько, что возникла необходимость в постройке специализированного здания. С просьбой о составлении проекта правление библиотеки обратилось к Алексею Бекетову.

За выполненную работу автору был преподнесен благодарственный адрес. "Правление Харьковской общественной библиотеки считает своим приятным долгом выразить Вам <…> искреннюю и глубокую благодарность за безвозмездное исполнение проекта библиотечного здания. В сознании той пользы, которую общественная библиотека приносит и будет приносить городу Харькову, Вы решились посвятить свой труд и время на это дело и исполнили его блестяще, со свойственным Вам талантом", — так начинается это послание.

В 1911 г. в журнале "Библиотекарь" было отмечено, что среди лучших зданий подобного назначения в России этой харьковской постройке принадлежит "едва ли не первое место".

 

02ed034ea9c57b0eb0bb7d73b7a797cc.md.jpg

Здание Общественной библиотеки


ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Недалеко от библиотеки, находившейся в начале Пушкинской улицы, по проекту Бекетова было построено здание Харьковского медицинского общества (1911–1913) — одно из самых ярких сооружений в стиле неоклассицизма в городе.

В противоположном, северном районе архитектор также спроектировал несколько учебных и благотворительных заведений. Это уже упоминавшееся Коммерческое училище,
приют для дворянских сирот (1913–1915), приют для престарелых дворян (1914–1916) на Пушкинской, Коммерческий институт (1914–1916) на Епархиальной улице
и Высшие женские курсы (1913–1915) на Мироносицкой.

Работы Бекетова в этой части города сформировали два района. Между ними, на углу Пушкинской и Каплуновской улиц, располагалась церковь Рождества Богородицы (Каплуновская), построенная архитектором в 1896–1912.

 

7b5fc6cee072734aec630081f3ebc4ea.md.jpg

Здание Харьковского медицинского общества

 

a76a3368e9b788a10d04694c603fc1bd.jpg

Приют для дворянских сирот 

 

Храмовая архитектура не была значительным направлением в творчестве А. Н. Бекетова, но сам он был глубоко верующим человеком. По воспоминаниям его внука, Ф. С.Рофе-Бекетова, архитектор даже настоял на том, чтобы его религиозные убеждения отметили при переписи 1930-х годов. Каплуновская церковь была разобрана в тридцатые годы, (сейчас на ее месте построен многоэтажный жилой дом), но каждый раз, проходя мимо того места, где стояла разрушенная церковь, архитектор осенял себя крестным знамением.

Кроме Пушкинской улицы, имя А. Н. Бекетова связано с еще двумя крупнейшими ансамблями центра Харькова — Николаевской площадью (ныне пл. Конституции) и Скобелевской площадью (ныне пл. Героев Небесной сотни), где он построил здание судебных установлений (1899–1902) — самое большое административное сооружение в дореволюционном Харькове.

В целом, Бекетов сыграл одну из ключевых ролей в формировании архитектуры центра города, демонстрируя разнообразие художественных и градостроительных приемов, которые подчеркивали особенности городского ландшафта и определили его неповторимый облик.


"БАНКОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ" - ЖЕМЧУЖИНА ГОРОДА
Становление Харькова как одного из центров южнорусского экономического региона создало характер архитектуры его площадей, которые стали местом строительства различных финансовых учреждений. В частности, по проектам Бекетова здесь были построены здания четырех банков. Первым был филиал Азовско-Донского банка (1894–1896), остальные три - два из них — Земельный (1896–1897) и Торговый (1898–1899) — строились один за другим по заказу А. К. Алчевского.

К проектированию этих зданий Бекетов подошел со свойственной ему серьезностью и тщательностью. Для изучения опыта строительства банков в Европе он отправился за границу, где внимательно осмотрел аналогичные сооружения в Германии, Австро-Венгрии, Франции и Италии.

Художественное решение Земельного банка, основанное на творческой интерпретации венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Внешнее оформление Торгового банка явилось оригинальной версией позднего историзма в сочетании с некоторыми чертами стиля модерн. Волжско-Камский банк (1906–1908), построенный через девять лет после завершения Торгового, был спроектирован в стиле модерн.

 

3a46c3bff11aba1b337d31975deabe40.jpg

Здание Земельного банка. К 350-летию Харькова перед входом в здание были установлены два льва, удачно вписавшиеся в ансамбль

 


БЕКЕТОВСКИЕ ОСОБНЯКИ
Наиболее ярко как архитектор эпохи историзма Бекетов проявил себя в проектировании особняков. По проектам Бекетова построено свыше десятка жилых домов для интеллигенции и общественных деятелей Харькова. Большинство из них располагались в Мироносицком переулке (ныне ул. Жен Мироносиц) и на Садово-Куликовской улице (ныне ул. Дарвина), интенсивная застройка которых началась с открытием в Харькове Технологического института (1885). Среди них были особняки: Алчевских (1891–1893), Бекетовых (1897) и И. Е.Игнатищева (1912–1914) в Мироносицком переулке, Д. А. Алчевского (1895–1896), П.В.Маркова (1899–1901), Ф.В.Писнячевского (1902–1903), Котова (1903) на Садово-Куликовской, Н. И.Сомова (1897–1899) и инженера А. И.Фенина (1908–1909) на Максимилианской улице, А. А.Иозефовича (1896) и Г. И.Рубинштейна (1896–1898) на Сумской и др.

 

d5ed4b06ca883726de60392a823cf792.md.jpg

Особняк профессора Н. И. Сомова

 

В проектировании индивидуальных домов Бекетов применял различные приемы внутренней планировки и художественного оформления: дома-дворцы, построенные на классических принципах; рационально спланированные городские особняки, компактные дома эпохи модерна. Большим разнообразием отличалась внешняя отделка зданий. Вспоминая об этом, архитектор писал: "Не давая жесткого задания на проекты своих особняков, заказчики просили им в этом помочь, а проект сделать так, чтобы он был красив. Пользуясь этим, я <…> заставлял своих заказчиков строить особняки в самых разнообразных стилях, начиная от мавританского, классики, барокко, итальянского ренессанса и кончая рококо и венским сецессионом".

 

096da51f7687cecf1d2d1f52b4a3a34a.md.jpg

Особняк профессора-биолога Д. А.Алчевского

 

ДОМ, В КОТОРОМ ЖИЛ...
Особый интерес среди всех проектов представляют собственные дома архитектора, поскольку здесь он мог наиболее свободно реализовать свое понимание комфортного, современного жилища. Первый особняк был построен в 1897 г. на ул. Жен Мироносиц и отличался оригинальным оформлением в неогреческом стиле. Своеобразие облику здания придавала большая лоджия, перекрытие которой поддерживали фигуры кариатид. Планировка дома была основана на довольно распространенной в то время коридорно-анфиладной схеме, истоки которой можно отнести к традиции английского особняка: парадные помещения ориентировались на улицу и сообщались анфиладно, жилые — выходили во двор и объединялись коридором.

Интерьеры дома Бекетовых были отделаны с большим разнообразием. Кабинет и центральную лестницу архитектор оформил дубовыми панелями в духе английской готики, столовая была решена в стиле русской трапезной, зал декорирован с использованием форм рококо. Судя по сохранившимся эскизам различных элементов внешней и внутренней отделки, оборудования и меблировки, они также были выполнены по чертежам Бекетова. Подобное богатство и разнообразие стилей часто встречалось в отделке интерьеров купеческих особняков того времени. В частности, можно вспомнить московские особняки Н. В.Игумнова на Якиманке (архитектор Н.И.Поздеев, 1880), З. Г.Морозовой на Спиридоновке (архитектор Ф.О.Шехтель, 1893) и др. Однако в отличие от домов богатых купцов, призванных поразить воображение посетителей и продемонстрировать богатство их владельцев, пространство особняка Бекетова было камерным и удобным для обычного семейного быта.

 

801ed022f4a65ec54ab6dc8d8472b7de.md.jpg

Собственный дом Бекетовых в Мироносицком переулке

 

Этот дом в Мироносицком переулке принадлежал семье недолго. В 1901 г., после финансового краха своей компании, А.К.Алчевский покончил жизнь самоубийством. Спасая честь семьи, Бекетовы и Алчевские продали свое имущество и переселились в наемные квартиры. Новый дом для себя архитектор построил на Садово-Куликовской улице в 1912 г. Планировка его во многом повторяла предыдущую: пространство строилось по коридорно-анфиладной схеме, но отделка, как внешняя так и внутренняя отличались строгостью.

Особняки, построенные Бекетовым, сформировали характерный для конца XIX века харьковский ансамбль, основанный на принципах живописности и контрастности. Наиболее ярко это отразилось в застройке Мироносицкого переулка и являющейся его продолжением Садово-Куликовской улицы. Эта часть города благодаря работам архитектора обогатилась такими яркими акцентами, как: особняк Бекетовых (1897) в неогреческом стиле, особняк Алчевских и дом И. Е.Игнатищева в стиле неоренессанса, особняк Д. А. Алчевского в мавританском стиле, дом Котова в стиле модерн, особняк Бекетовых (1912) в стиле неоклассицизма и др. Таким образом, здесь практически воплотилась мечта Н. В.Гоголя, предлагавшего в известной статье "Об архитектуре нынешнего времени" обратиться к наследию разных эпох и времен для создания разнообразия городской застройки: "И потому смело возле готического строения ставьте греческое, исполненное стройности и простоты: оно будет стоять между ними как между величественными, прекрасными деревьями. И готическое, и греческое получит от этого двойную прелесть. Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте".


ПОСЛЕ 17-ГО
Революцию 1917 г. и последовавшие за ней трагические события Бекетов встретил уже признанным мастером со сложившимися взглядами и творческими приемами. В первые же годы советской власти архитектор со свойственной ему энергией включился в работу по проектированию новых типов зданий, которые требовались в изменившихся социальных условиях: рабочие клубы, фабрики-кухни, общежития и др.

Как и многим мастерам старой школы, Бекетову после революции пришлось считаться с рождением нового архитектурного языка. Конструктивизм он не принял, замечая, что эта "коробочная архитектура <…> более подходит к проектировке заводских и промышленных объектов, но не к жилстроительству и большим общественным зданиям". Тем не менее академическая выучка, мастерство и опыт позволили ему освоить новые художественные приемы, о чем он позднее вспоминал: "…имея к тому времени уже немалый стаж и развитой глаз в отношении группировки архитектурных масс и пропорциональности частей здания, мне не составил особого труда этот переход к конструктивизму".

 

5031fe2121f5e7af75b45567b290f921.jpg

А. Н. Бекетов с внуками

 

В частности, в это время по его проектам были построены два новых корпуса для Харьковского технологического института — электротехнический (1929) и аудиторный (1932).
Среди жилых домов, возведенных Бекетовым после революции, можно назвать дом для служащих ЮЖД (1925–1936) на Красноармейской улице и жилой дом "Индустриальный профессор" (1934–1938) на улице Фрунзе в Харькове, а также дом для членов ЦК КП(б)У в Киеве (1935).

Верный своему принципу "Архитектор должен разговаривать только с пером и логарифмической линейкой в руках", Бекетов упорно и плодотворно работал до конца жизни (тяжело больной, он умер 23 ноября 1941 г. в оккупированном немцами Харькове). Его последней работой был конкурсный проект памятника Алишеру Навои для Ташкента (1941).

Творческое наследие Бекетова, его жизнерадостные, пронизанные солнечным светом здания, что до сих пор украшают многие города юга России и Украины, позволяют характеризовать его как мастера большой эрудиции, знатока художественных стилей и строительных технологий. В основе его мировоззрения были академическая выучка, четкая система взглядов и принципов, позволившие ему свободно осваивать разнообразные направления в архитектуре того периода: от историзма конца XIX века до неоклассицизма 1930-х гг. XX века.
 

8c2dbee0390fd72eddcf96348385fb0e.jpg

 

Оринго ещё раз искренне благодарит "Харьков: люди, события, даты" за труд и за любовь к родному городу.

Обещаем новые встречи - уже скоро!
 
0508096702
Втр, 12/01/2021 - 21:23

Спасибо Вам огромное за такую познавательную статью!
Наталія Васильєва
Втр, 12/01/2021 - 22:29

Благодарю за публикацию! Рада сотрудничеству!
Yul0k
Втр, 12/01/2021 - 23:04

Замечательная статья. Приятно чувствовать маленькую причастность к такой нехаурядной личности. Ведь я не только хожу по городу, который он строил, а ещё мне его внук Ф. С. Рофе-Бекетов в университете лекции читал.
galina_К
Ср, 13/01/2021 - 10:41

Прекрасная статья! Спасибо большое!
tysen6ka
Ср, 13/01/2021 - 12:23

Очень познавательная статья! Меня всегда интриговало здание, как оказалось приюта. Оно очень красивое и необычное. Все не могла определить первоначальное назначение, но когда я там училась нам о его историии к сожалению не рассказывали.
NевозмутимоеUтко
Ср, 13/01/2021 - 12:38

Очень интересно. Какие прекрасные здания - действительно "музыка, застывшая в камне". Спасибо!
Cvetochnayafeya
Ср, 13/01/2021 - 23:35

Спасибо.
Cvetochnayafeya
Ср, 13/01/2021 - 23:42

Я слышала историю, что Бекетов после обучения получил несколько предложений работы в разных городах.Пришел сними к Алчевским.Спросил,где бы они хотели,чтобы жила их дочь.А "теща" сказала,что их дочь ведёт классы в воскресной школе))))Видимо всей архитектурной красотой харьковчане обязаны такому ответу!