Когда два дня назад предложила обсудить некоторые околоювелирные заблуждения, и представить не могла, что тема клеймения украшений вам так замечательно отзовётся...
В итоге же смогла добавить много ваших удачных вопросов и интересных замечаний в свою копилку и поняла, что однозначно стоит бороться с анахронизмами и пытаться изменить украинское законодательство, иначе современный ювелирный бизнес никогда не выберется из лап средневековья.
Для начала хочу поблагодарить всех, кто выразил безоговорочное или почти безоговорочное доверие кругам Оринго. Я тоже считаю, что для подтверждения культурной (не металлической!) ценности ювелирных украшений в дальнейшем именно фирменный знак подходит идеально. Если на коллекционных украшениях будет, например, стоять знак "Оringo.uа_Ag925" или "Оringo.Au585", потомкам намного проще будет идентифицировать, кто это сделал.
И если уж я начала выступать в роли разрушителя легенд о клеймах, то некоторые важные моменты, вводящие в массовое заблуждение, проговорю ещё раз.
1) Сам именник производителя не может быть узнаваемым и не несёт никакой исторической ценности.
Во-первых, в Украине по какой-то непонятной причине нет открытых реестров зарегистрированных производителей и присвоенных именников, поэтому нельзя понять в каком году и кто под этими буквами сдавал украшения на клеймение. А во-вторых, если производство прекращает свою работу, то буквы легко могут перейти к другому производителю.
2) Оттиск любого клейма с пробой, как механического, так и лазерного, очень легко может быть подделан.
Самые простые лазерные станки уже стоят от 100 тыс. грн, а механический биток вообще может сделать любой мастер и не тратить деньги, время и нервы на бодание с системой. Звучит ужасно? Да, это неприятно для покупателей, но если система сложная и бессмысленная, далеко не многие будут продолжать пытаться с ней коммуницировать. Тем более, что с 2010 года отменены лицензии в ювелирном деле, а с 2011 года подделывать клейма — не уголовное преступление, а административное.
3) Даже если проба нанесена на украшение в казённом предприятии пробирного надзора, клеймо не может гарантировать качество, состав и даже саму пробу.
Вы же помните, что до сих пор при определении содержания драгметалла пользуются тысячелетним способом натира на пробирном камне? Только до 5% от поставляемых на клеймение украшений проверяют разрушающими (химическими) способами. И это к счастью — страшно представить, что долгожданное украшение вернется с клеймения безнадёжно испорченным.
Так вот, натир — это древний поверхностный способ исследования. Что там внутри на самом деле, что это за сплав, как, кто и когда сделал это украшение — всё это остаётся за кадром. И вы это никогда не узнаете.
Давно существуют отличные современные приборы для рентгенофлуоресцентного анализа, которые превосходят все другие аналитические методы с точки зрения скорости, точности и простоты, они показывают полный состав сплава... Но их намного лучше использовать не в казённом предприятии на потоке, а прямо в магазине (на глазах у покупателя) или перед отправкой, чтобы создавать паспорт конкретного украшения. Минус у них лишь один — высокая стоимость. Правда, если мы перестанем тратить деньги непонятно на что и полностью будем отвечать за свои украшения перед заказчиками, то подобный прибор окупается за год.
4) Лазерное клеймение — ненадёжное и недолговечное.
То, что многие из оринговцев позитивно воспринимают лазерную пробу, а не требуют две глубокие ямы с непонятным содержанием, уже выводит наше сообщество на верхний уровень представлений о современных тенденциях ювелирного дела. Но пора признать, что лазерная проба стирается чуть ли не пальцами, если за станком сидел неопытный оператор. А если украшение надо немного подполирнуть и породировать, то реально после нужен микроскоп, чтобы отыскать и показать её.
Даже в справочнике эксперта по драгметаллам есть лукавые фразы, выдающие настоящее положение дел (подчеркнула зелененьким).
Проблема непрочности маркировки легко решается внимательным отношением и качественным исполнением. Мы сейчас частенько наносим внутри колец памятные гравировки, а на сувенирах вообще можно делать целые рисунки... Но для дополнительной маркировки всех украшений надо будет купить свой лазерный станок, а не заказывать услугу на стороне.
5) Существующий институт клеймения в Украине, со всеми своими архаичными нормами, инструкциями и правилами, сильно тормозит развитие легального ювелирного бизнеса.
Есть скучный список фиксированных проб драгоценных металлов, а также - не менее отсталый список типов украшений, с описанием мест, где пробу надо поставить. И если мне захочется продавать амулеты с дырочками из магического сплава "электрум" (знаете, в чем его особенности?), чтобы вы сами вязали их на ниточки, или сделать кольцо в технике мокуме гане, где соединятся разные металлы, или придумать свой сплав для украшений, то у пробирного контроля просто нет возможности это опознать и поставить внятный знак. А без оттиска клейма продавать нельзя...
----------
Ст.14. п. 5. Торгівля ювелірними та побутовими виробами з дорогоцінних металів здійснюється суб'єктами господарювання на території України тільки за наявності державного пробірного клейма. (Закон Украины 637/97-ВР, "Про державне регулювання видобутку, виробництва і використання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння та контроль за операціями з ними")
----------
Можно было бы сказать, что строгость всех законов в Украине смягчается необязательностью их выполнения, и что нелегальный или полулегальный ювелирный бизнес не стеснен в развитии. Но это получается непубличное и нечестное искусство, что противоречит самому духу ювелирности. И всё это совершенно неприемлемо для Оринго. Мы не можем просто перестать клеймить свои замечательные и узнаваемые украшения, отдавая дикие деньги (кстати, с 01 февраля они опять поднимают цены на свои ненужные услуги на 25-30%), потому что общественный договор с государством обязывает нас это делать. Поэтому я и собираюсь с силами, чтобы вновь отправиться в долгий путь пояснений нашим нормотворцам неочевидных истин...
В наше время цифровизации и прозрачности клеймение украшений в казённых предприятиях пробирного надзора однозначно устарело и совсем потеряло первоначальный смысл (сохранять инвестиции и опознавать проштрафившихся).
Наверное, не всегда то, что делалось на протяжении веков, стоит продолжать, люди потихоньку умнеют и перестают делать некоторые глупости. Когда я осознаю, что ещё триста лет назад законно сжигали в Европе ведьм, сто шестьдесят лет назад можно было продавать рабов и крепостных, а женщины получили право голоса всего лишь сто лет назад (и то не во всех странах), то ничем не оправданная ныне государственная монополия на клеймение и контроль за самым обычным (не государственным!) ювелирным производством мне не кажется чем-то уж особо выдающимся...
Но может и её пора прекратить, как вредную иллюзию контроля, ведь на самом деле никакого контроля нет. И тогда ювелирное искусство сможет выйти на новый уровень, хотя бы там, где не подделывают уныло Тиффани и Булгари, а готовы открывать новые смыслы.
Если у вас остаются вопросы, с радостью отвечу. Спасибо, что помогаете думать и меняться!
С любовью, Елена Маслова
Nifli
Чт, 20/01/2022 - 21:34
Елена Маслова
Чт, 20/01/2022 - 21:50
А что касается рептилоидов, создающих подделки, они были, есть и будут. Но все, понимающие почему Оринго отличается, прекрасно идентифицируют наши украшения.))
Nifli
Чт, 20/01/2022 - 22:01
Lenel
Чт, 20/01/2022 - 22:12
Елена Маслова
Чт, 20/01/2022 - 22:18
Lenel
Чт, 20/01/2022 - 22:27
tatyanamx
Чт, 20/01/2022 - 22:32
Anna-Maus
Чт, 20/01/2022 - 23:02
Anna-Maus
Чт, 20/01/2022 - 23:04
slivka178
Чт, 20/01/2022 - 23:28