Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

И снова - о Фаберже

Мы уже много раз рассказывали о человеке, опередившем во многом ювелирную эпоху и показавшем пути к успеху, о Петере Карле Густавовиче Фаберже, но 30 мая у него день рождения и грех не вспомнить снова завораживающую историю ювелирного гения. А заодно и сыграть в призовую игру с ассоциациями. 

 

05c80757bd085d15a2038984bff58a6e.md.jpg

 

Родился он в Санкт-Петербурге, в 1846 году, в семье, тесно связанной с искусством, и смог её прославить на века. Его мамой была датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже - прибалтийский немец, ювелир. Совсем молодым он приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться ювелирному делу у известного мастера Шпигеля, создающего золотые шкатулки. В 1841 году он закончил обучение, получил звание мастера ювелирного дела и почти сразу открыл свою ювелирную мастерскую.

У Карла рано проявился интерес к ювелирному искусству, он хорошо рисовал и чувствовал красоту и гармонию. Отец не сомневался, что сын пойдёт по его стопам и станет ювелиром, но образование дал ему самое отменное и универсальное. В 1860 г. четырнадцатилетний Карл Фаберже вместе с родителями переезжает в Дрезден и отец посылает его в путешествие по Европе. Карл первоначально обучался коммерческому делу в Дрездене, а затем начал осваивать и ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана. 

Изучая европейское ювелирное искусство, Карл увидел, что можно творить иначе, намного тоньше и изящнее, и он мечтал перейти от объемных и дорогих ювелирных украшений к более легким, но созданным так, чтобы красота произведения искусства затмевала стоимость материала. В 1866 г. молодой ювелир возвращается в Петербург уже полноправным мастером. И первые шаги к грядущему успеху начинающий ювелир сделал в небольшой мастерской в арендованном помещении, прямо напротив родного дома. Он там работал с командой опытных профессионалов, что ранее трудились у его отца, а чтобы развивать своё мастерство, в Эрмитаже Фаберже бесплатно реставрировал старинные драгоценности.

Густав Фаберже остался жить с семьей в Дрездене и в 1871 году передал двадцатипятилетнему сыну все полномочия, сделав его главой петербуржской фирмы. Вскоре на предприятии уже трудилось сто мастеров, как местных, так из Европы. 

 

97fb4180d6f800acfd389e8fb2e1c1e9.jpg

Изображение из архивов семьи (взято в блоге Валентина Скурлова)

 

И в 1882 году его избранный путь всё же вывел бизнес на вершину успеха: на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве Фаберже получил медаль за превосходное воспроизведение древнегреческих ювелирных изделий, найденных в Керчи. Вот как интересно написал об успехе экспозиции Фаберже популярный тогда журнал "Нева":

«В среде ювелиров нашелся человек, вознамерившийся поставить дело на прежнюю высоту. Мы говорим об известном петербургском ювелире Фаберже. Желая выяснить стиль произведений ювелирного искусства, придать им художественность, г. Фаберже обратился к классическому источнику красоты и художественности, к Греции, к ея образцам. Черпать ему было откуда, состоя ювелиром Императорского Эрмитажа, он получил разрешение воспроизвести в копии лучшие из греческих вещей этого рода, находящихся там ...

Г. Фаберже сумел воспроизвести греческое искусство. В настоящее время в его витрине на Московской выставке красуется значительное количество превосходно выполненных образцов. Кроме различных небольших вещей браслетов, серег, перстней общее и вполне заслуженное внимание привлекают две полныйя гарнитуры. Из них особенно замечательна та, оригинал которой относится к эпохе Перикла. По ней можно судить о труде золотых дел мастеров за 2 тысячи лет до нашего времени. Работа отличается такой тонкостью, что ее надо рассматривать в лупу, и тогда только выступают все ее достоинства.

Изготовление только одного прекрасного шейного украшения потребовало работы семи мастеров в течение 120 дней, из чего видно, что одному мастеру пришлось бы трудиться не менее 2 лет и почти 4 месяца. Отсюда совершенно понятна стоимость ожерелья в 3.100 р. а серег в 400 р. Между прочим, в серьгах мы простым глазом заметили, поверх одной из орнаментальных фигур, несколько выпуклых точек, при рассмотрении же сквозь лупу оказалось, что каждая состоит из трех маленьких бомбочек. В древности не были известны стекла, приготовляемые для усиления зрения, а потому, надо предполагать, что тогдашние мастера обладали какими-то особенно сильными глазами.

Как видим, г. Фаберже открывает новую эру в ювелирном деле. Пожелаем же полного успеха его усилиям возвратить искусству то, что некогда составляло его честь. Будем надеяться, что отныне, благодаря нашему известному ювелиру, главное достоинство произведений этой отрасли будет заключаться не в одних драгоценных камнях, не в одном богатстве, но в художественной форме их..."

Из текста этой статьи следовало, что работы Фаберже уже оценивали как произведения искусства, в отличие от тех ювелирных изделий, что заполняли прилавки ювелирных магазинов. Более того, его творчество трактовалось как новаторское - он шел в русле тех направлений ювелирных археологических стилей, которые тогда активно развивались в Европе. Слова корреспондента удачно подтверждали мнение общественности об работах мастерской Фаберже, как о безупречных и однозначно ювелирных. 

Но не выставочная награда стала главной удачей того года, на выставке работы ювелирного дома заметил и оценил царь Александр III.  В 1885 году император заказал у Фаберже для супруги Марии Федоровны первое ювелирное яйцо, как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка», в сравнении с остальными оно выглядит достаточно просто: сверху белая эмаль, а внутри, в золотом «желтке» пряталась курочка из цветного золота, внутри которой была рубиновая корона. 

Идея ювелирного яйца, в котором скрывается сюрприз, не принадлежала Карлу Фаберже, первые экземпляры появились ещё в XVIII столетии. Подобные вещицы были и в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, и император просто пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине. Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил фантастический заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом. С этого момента биография ювелира была неразрывно связана с императорской семьей, которая всячески способствовала Карлу Фаберже и популяризировала его работы в Европе, даря их родственникам. Николай II унаследовал от отца традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял два яйца – матери царя и супруге. Эскиз яйца всегда утверждался самим Фаберже, после чего за работу брались его лучшие мастера. История сохранила для нас имена Михаила Перхина, Августа Хольстрома, Эрика Коллина и даже женщины-ювелира Альмы Пиль

В 1900 году Карла Фаберже удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы, где на первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, а три остальных этажа заняло семейство. Бизнес Фаберже быстро вырос до пятисот служащих, и это был честный и социально-ответственный, хорошие мастера получали жалование до смерти, даже когда уже не могли работать.

По инициативе императрицы Александры Федоровны в марте 1902 года была устроена известная «Выставка художественных произведений Фаберже и старинных миниатюр и табакерок» и это был невероятный успех - на выставку стремились попасть все. Но не только пасхальные яйца были на слуху - все работы мастерской восхищали и поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал с материалами: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными», но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков. Чего стоили одни только знаменитые каменные цветы

Фаберже не просто стал кумиром среди аристократов и богачей, но и большим авторитетом в своей среде, его волновали проблемы художественного образования, и в 1903 году Карл Фаберже организовал конкурс на лучшие ювелирные изделия дли членов Художественно-промышленного общества, одним из инициаторов создания которого он сам являлся...

Помимо таланта ювелирного и коммерческого, Фаберже обладал еще одним даром - умел чувствовать людей. Это проявлялось в выборе художников, мастеров, служащих фирмы, а также в умении понимать запросы и вкусы заказчиков. По воспоминаниям современников Карл Густавович был человеком замкнутым, скромным, жившим только своим делом, но в историю он вошел громко, как один из самых известных в мире ювелиров.

А был ли вообще Карл Фаберже ювелиром? Часто сталкиваюсь с мнением, что он ничего не делал сам, всё делали мастера, а он только молотком разбивал то, что казалось ему недостойным клейма Фаберже. Но ведь начинал он свой путь, как обычный мастер, создавая и реставрируя украшения, работая и руками, и головой. Поэтому я убеждена, что Фаберже - самый настоящий Ювелир. Человек, сделавший прорыв в ювелирном искусстве и открывший дорогу многим ювелирным домам, умеющим мечтать и творить.

Не знаю, как шли бы дела у дома Фаберже, если бы не ураганные перемены, связанные с революцией. Почему-то кажется, что задел репутационный и творческий ощущался бы до сих пор. Современный формат дома Фаберже мне кажется скучноватым и не новаторским, сказалось многолетнее шатание без курса и гениев, поэтому обязательно сегодня вечером, как и всегда в конце мая, открою любимые альбомы о творчестве Карла Фаберже и выпью хорошего чая за его светлую память. Дело его живёт, пока им восхищаются. 

 

С любовью, Елена Маслова любовь

------------------

Внимание, вопрос!  

Представьте машину времени. Вы можете приложить к пульту управления только одно украшение и перенестись на ней в 1882 - 1903 годы, чтобы лично встретиться с Карлом Фаберже в его мастерской. Какое из ювелирных украшений Оринго не стыдно было бы взять с собой и показать взыскательному мастеру, что он бы мог похвалить и за что именно, по вашему мнению? 

Пишите свой комментарий под этой новостью до полуночи 31 мая, а 01 июня (вторник) мы подведём черту. Один приз будет из рук судьбы, а второй - от меня, за самый удивительный ответ. Жду с волнением. 

Розыгрыш состоялся 01.06.21. Подробнее - по ссылке.

Mikurianka
Сб, 29/05/2021 - 17:02

Работы мастерской Фаберже прекрасны. С недавнего времени подписана на тик-ток канал музея, они то механические сюрпризы запустят, то ювелирные бытовые принадлежности поближе покажут, то про подделки, которые начали появляться ещё во времена Фаберже расскажут... Самое первое яичко в белой эмали тоже в музее, жаль корона-сюрприз утеряна. Я бы прихватила на встречу с маестро колье Царевна-лягушка, думаю он бы оценил реалистичность, природный мотив и тот факт, что такая красота доступна не только царской семье и высшему свету.
Zazu
Сб, 29/05/2021 - 17:08

Добрый день, Елена Анатольевна! Я бы взяла подвес "Вифлеем". В нем прекрасно все: и смысл, и восхитительные орнаменты, и тонкая ювелирная работа! Думаю, что Карл Фаберже по достоинству оценил бы этот ювелирный шедевр!
Eleonora2000
Сб, 29/05/2021 - 17:10

Можно было бы показать кольцо Ханами 2 в комби 15 с розовыми циркониями Сваровски-оно прекрасно!
Nifli
Сб, 29/05/2021 - 17:35

Я бы показала великому Мастеру наш дукач "Яблуневе серце". Мне кажется, он бы оценил эту удивительную задумку! Колье - как переосмысление традиционного народного украшения, уходящего своими корнями в глубокую старину, которое при этом выполнено в абсолютно современной манере, с ритмичной композицией, наполнено символами - простыми и понятными для любой эпохи, очаровывает самобытным колоритом, трепетным отношением к традициям и вызывает неподдельное чувство гордости за свой народ!
tatyanamx
Сб, 29/05/2021 - 17:36

Как только прочитала вопрос - сразу перед глазами всплыли фото феноменального комплекта «Новейший ускоритель» он так меня впечатлил и запал в душу, что обязательно взяла бы с собой именно его! И не только к Великому Ювелиру, а в любую эпоху и к любому Великому! А если нужно выбрать только одно украшение, то это был бы подвес.
Tata_Od
Сб, 29/05/2021 - 17:36

Я бы взяла подвес "Зимняя сказка" с зеленым аметистом. Потому что он созвучен с работами из «Зимней серии» Альмы Пиль. Карл Густавович был бы очарован :)
azzurro
Сб, 29/05/2021 - 17:41

У меня был бы не один кандидат, но если все же выбрать один -- кольцо "Жемчужные бобы". Очень в духе, как мне кажется. Работа прочувствованная, все красиво, элегантно, точно в меру. Природные мотивы искусны, но не искусственны. Вставка не поражает своей материальной бесценностью -- не самая крупная жемчужина (или были варианты с тремя). Сочетание оттенков в покрытии -- прелесть. Можно просто любоваться как объектом. Все, что ты ценишь, Карл! :)
Нимфа
Сб, 29/05/2021 - 18:14

А я бы взяла с собой подвес "Спокойствие Вселенной". Уж чего-чего, а такого "инопланетянина" Фаберже точно никогда не видел и не увидит. Его в подвесе удивит абсолютно всё: и мастерство исполнения, и качество украшения, и диковинный вид астронавта.
Катеринка
Сб, 29/05/2021 - 18:33

Подвес Вифлеем - он невероятный!
Kell
Сб, 29/05/2021 - 18:35

Спасибо за интересную статью! Неожидано много общего увидела между историей Карла Фаберже и историей Оринго. Ну а в машине времени я окажусь, сжимая в руке Звёздного Корсара. Я уже не раз писала о том, что это картина в серебре:) В Корсаре есть жизнь, драйв! Он необычный, запоминающийся. А тонкость линий, а приятная рельефность! О, я уверена, что Карл Фаберже тоже бы долго и восхищенно крутил его в руках:)