…то нельзя исключать, что это столовые ножи из серебра. Ах, это фамильное серебро, впечатанное в моё сознание множеством книг! Как же романтично звучало это словосочетание!
Я читала романы и представляла себе драгоценные сундучки красного дерева с резными замочками, обитые внутри бархатом, и составляющие важную часть наследства. Они хранили в себе стройные ряды серебряной семейной гордости с фамильными гербами. Только самые опытные и честные служанки допускались чистили его, фамильное серебро блистало на столах самых важных званых ужинов и даже служило гарантией выживания при самых стеснённых обстоятельствах…
Наверное, фамильное серебро — такой же устойчивый образ, как и кольцо с бриллиантом. Если бы в свою популяризацию производители современной серебряной посуды вкладывали столько же, как De Beers в продвижение своих бриллиантов, без сундучка с фамильным серебром невесту замуж бы не брали. Но увы…
Хотя отголоски традиции семейного владения серебром и чувствуются в «ложечке на первый зубик», и в английской идиоме «Be born with a silver spoon in your mouth», можно считать, что культура использования серебряной посуды и столовых приборов окончательно стала историей, а юное поколение реагирует на все серебряные действия поколения, видавшего виды, примерно так же, как в анекдоте:
— Внучек, вот тебе в подарок серебряная ложечка, серебро убивает микробов. Будешь нею чай размешивать…
— Так что, бабушка, мне теперь придется пить чай с мёртвыми микробами?
Эх, молодёжь... Как теперь им «гарантировать перерождение с серебряной ложкой во рту», если в пользу серебра и серебряной воды они не верят?
Вот нашла на просторах Оринго в 2019 году чудесную статью "Где моя большая ложка?" и в 2021 году - "На стыке чайной и серебряной магии", о разнообразной серебряной посуде. Если будет интересно, можем ещё рассказать об истории появления первой серебряной утвари и о том, как она выглядела в разные эпохи, но сегодня у нас главные не ложки и подстаканники, а серебряные ножи.
Конечно, в мире магии цельно-серебряным ножом можно до смерти напугать какого-нибудь вампира, а вот в обычной жизни такие ножи годятся только для масла. Серебро 925 пробы (sterling silver) для создания ножа – очень престижный и дорогой вариант, но и повредить его намного проще, чем сталь, поэтому более ста лет практически все столовые серебряные ножи делаются со стальным лезвием и серебряной ручкой. Эстетика не страдает, а вот практичность резко выигрывает. Также ручка может быть пустотелой, с серебром только снаружи, и заполненной внутри смолой. Главное, чтобы нож был сбалансированным и правильно лежал в руке.
А вот узнала я секреты серебряных ножей благодаря одному случаю из практики, и этот тайный случай до сих пор у меня лежит на полочке "очень прискорбно".
Однажды, в начале двухтысячных, на заре моего серебряного перерождения, воскресным вечером разбирала всякий хлам в кладовке, и в ящике нашла тяжелый сверток: завёрнутые в ткань и папиросную бумагу разнокалиберные ложки, ножи и вилки. Выглядело это всё пятнистым и грязным, даже не сразу вспомнила, откуда такой мусор. Порывшись в памяти, картину восстановила: подарил мне этот свёрток лет пять тому назад один друг, прямо перед отбытием из Харькова в Европу. Подарил с какими-то пафосными словами о вечных ценностях. Я решила тогда, что речь шла о ценности наших отношений, и намного больше обрадовалась оставленной мне бытовой технике.
Отнесла свёрток на кухню, разложила на столе и начала изучать. Друг мой вкусно готовил, был очень хлебосольным, и в качестве подарка от него столовые приборы действительно смотрелись органично, но у меня вскоре случился переезд и свёрток попал в кладовку, где все эти режущие и колющие превратились во что-то серо-буро-поцарапанное. Ножи были тупые, у одной из вилок загнулся зубчик, ложки вообще все разные... А самое главное — я человек паталогически брезгливый, и пользоваться без правильной обработки тем, чем до меня ели (по виду приборов) лет двести, конечно же, не могла.
Попробовала отмыть самый большой нож "фейри" и губкой — не получилось. Потёрла жесткой щёткой — ноль эффекта. Залила "доместосом" и через полчаса он стал вообще мрачно-черным, с отливом в антрацит. На нервной почве попробовала наточить нож — и в итоге умудрилась снять с него стружку. По какой-то фееричной логике решила, что это даже не мельхиор, а дешевый алюминий (тяжесть металла меня не смутила) и мне оставили помоечный подарок с барахолки.
Ну нет бы остановиться, написать тому самому другу или хоть с кем-то посоветоваться... Но по радио запел зловещий Шуфутинский. Помните нетленку про ножи?
...Он бы мог совсем остаться да и жить
Все не так досадно
Может, жили б складно...
Ах, дались мне эти чертовы ножи...
Вот без Шуфутинского я бы взяла приборы на работу, наверное, а там бы мне посоветовали проверить на анализаторе, не серебро ли это и в лупу посмотрели бы, что там выдавлено на лезвии и ручке. Но увы, получилось классическое "Некого винить". Я сгребла весь хлам назад в мешковину, выбросила в мусорное ведро и ушла спать. Недобитый экспериментами нож остался отмокать до утра в раковине (а вдруг?), но вдруг так и не настало. И утром понедельника сомнительный подарок отправился в мусорный бак, а у меня просто осадочек остался.
Не знаю даже, что в этой истории хуже: мой тогдашний осадочек или продолжение, когда мы вновь встретились через год. Друг приехал в гости на несколько дней, мы сели ужинать и где-то через полчаса, оглядывая микрокухню в салтовской панельке, он спросил: "А серебро для наследства бережешь? Там был нож для рыбы, дай, пожалуйста".
Дальше классическая немая сцена. Я поняла, что ушло в мусорный бак серебро и единственная надежда была на то, что серебро низкопробное и дешевое — стоило оно тогда пару гривен за грамм, потеря была небольшая. Но надежды разбились в пух и прах: оказалось, что я вышвырнула антикварный набор производства мастера Черятова, для фирмы Ф.А.ЛОРIЕ - современника и конкурента более известного Фаберже. Делала фирма не очень много и полностью прекратила своё существование в 1916 году, поэтому их продукция очень ценилась... Купил его мой друг у антиквара за большую стопочку денег, но потом решил подарить мне.
Вот нашла в сети похожее по форме серебро Лорие, только представьте его в совершенно неприглядном виде и не в коробке, а в свёртке... И таких предметов было штук сорок.
Сколько лет прошло, а до сих пор и смешно, и грустно. Мне подарили это не как инвестицию или сокровище, а как самые обычные предметы для пользования, и теперь я понимаю, что вывезти за границу антиквариат без кучи бумажек просто не дали бы... Но в тот момент я смогла ему только сказать, что оно было страшное и ножи были совершенно тупые. А мой друг, интеллигент в энном поколении, смог сказать, что туда им и дорога, раз они были такие тупые. Так я и потеряла около килограмма серебра, пару тысяч долларов и большой кусок самомнения. И не уехала за границу, куда ж без самомнения ехать-то?
Сейчас в доме у меня все ножи или керамические, или самозатачивающиеся. О старинном серебре уже знаю много, особенно интересуюсь столовым. А если мне дарят подарок, ценность которого я не могу сразу понять, обязательно уточняю, что это и как за ним ухаживать.
Не знаю, получилась ли эта история о серебряных ножах, но вот об острых ощущениях — однозначно!
Чудесного вам вечера, дорогие друзья!
Пусть всё только находится и ничего ценного не теряется.
Елена Маслова
Cvetochnayafeya
Втр, 05/10/2021 - 20:32
natalyaavto
Втр, 05/10/2021 - 20:38
Natasha Dziuba
Втр, 05/10/2021 - 20:50
Nifli
Втр, 05/10/2021 - 22:42
Cleona
Втр, 05/10/2021 - 23:34
Кексеныш
Ср, 06/10/2021 - 08:31
galina_К
Ср, 06/10/2021 - 09:32
0508096702
Ср, 06/10/2021 - 10:15
ВикторияВ
Чт, 07/10/2021 - 10:22