Здравствуйте, дорогие читатели и мечтатели! Признавайтесь: соскучились по шелесту страниц и шепоту вдохновения?
История сессии Экслибриса, которая начинается сегодня, довольно неожиданна. Вдохновением для новой сессии послужил главный конкурс Оринго - "Серебряная Мечта - 2021". На нем, в числе прочих замечательных эскизов, появился в этом году эскиз Ольги Валентиновны (Olga-Helga) - кольцо «Шторм в Отражениях», посвящённое творчеству Роджера Желязны и его миру Амбера. Эскиз сразу обратил на себя внимание, а из обсуждения стало понятно, что Желязны хорошо знаком многим оринговцам. Всё сошлось — и в итогах конкурса Елена Маслова анонсировала новую сессию Экслибриса, посвящённую творчеству знаменитого фантаста.
"Не все мечты сбываются по стандартному сценарию, некоторые становятся отправной точкой для нового путешествия. Например, совершенно дивное кольцо "Шторм в Отражениях" на эскизе Ольги Валентиновны (Olga-Helga) открывает нам портал в новую сессию клуба ювелирно-литературного творчества "Экслибрис", которая будет посвящена творчеству Роджера Желязны и его невероятному миру воображения. Начнём тему в ближайшее время, а кольцо "Шторм в отражениях" уже гарантировано воплотится в серебре".
Что же, пришло время заглянуть в Отражения!
Разумеется, нелишней будет пара слов о том, кто же такой Желязны и за что все ценители фантастики дружно записывают его в классики. Роджер Желязны — американский писатель польского происхождения (отсюда и характерная фамилия), невероятно плодовитый автор, перу которого принадлежит три цикла романов, десять сборников рассказов, огромное количество повестей и рассказов, не включённых ни в какие сборники, а также статьи и эссе — и это не считая работ в соавторстве с другими писателями! Формально Желязны считают автором научной фантастики, но и любители фэнтези причисляют его к своим. Публиковать свои первые рассказы он начал в далёком 1962 году и сразу же был причислен к когорте так называемых «новых фантастов» — тех, что от роботов и космических кораблей обратились к человеку, его эмоциям и переживаниям.
Самое известное творение Желязны — цикл «Хроники Амбера», состоящий из двух пятикнижий. И известен цикл вполне заслуженно: в нём особенно ярко проявилась безудержная фантазия автора, сумевшего создать уникальный, ни на что не похожий мир, который даже описывать трудно — нужно читать. Здесь каждый найдет для себя что-то близкое и захватывающее: описания битв и страстей, умиротворяющий шелест Арденского леса и тихий шепоток извечного зла, по страницам блуждают короли и королевы, проезжает сэр Ланселот и проносятся автомобили, судьбы принцев и принцесс рассыпаются по столу колодой Таро и высится надо всем Амбер, золотой город мечты...
«Амбер, самый величественный город, который когда-либо был или будет. Амбер был всегда и пребудет вовеки; любой другой город в любой точке времени и пространства — лишь отражение, бледная тень одного из мгновений жизни Амбера. Амбер, Амбер, Амбер… Я помню тебя. И никогда не забуду. Видимо, где-то в самой глубине моей души всегда жила память о тебе; в течение долгих столетий, проведенных мной в Тени Земля, сновидения мои были полны твоими золотисто-зелеными шпилями и круто поднимающимися ввысь террасами садов и полей. Я помню твои широкие площади, украшенные клумбами с красными и золотистыми цветами. Я помню, сколь сладостен твой воздух, помню твои бесчисленные храмы и дворцы, ту радость и наслаждение, что таил ты в себе и вечно будешь дарить людям. Амбер, бессмертный город, чью форму повторяют все прочие города, я никогда не смогу забыть тебя».
Ещё одна известная серия — «История рыжего демона» — написана Желязны в соавторстве с другим классиком — Робертом Шекли. «История…» разительно отличается от других романов Желязны — и тем не менее почерк мастера нетрудно опознать, несмотря даже на то, что эта серия сатирическая, ёрническая и абсолютно несерьёзная. Главный герой серии — демон, изо всех сил пытающийся учинить Великое Злодейство и ради этого занимающийся страннейшими вещами. То он собирает по частям (буквально) Принца и Спящую Красавицу, то пытается повторить историю Фауста, то напивается в трактире и теряет могущественный артефакт, из-за чего мир едва не перестаёт существовать… Критики любят сравнивать этот цикл с «Плоским миром» Терри Пратчетта — однако это сравнение справедливо разве что в степени несерьёзности всего происходящего. Даже издеваясь и ёрничая, Желязны всё равно остаётся собой.
Давайте же отправимся в путешествие по мирам, созданным Желязны! С интересом ожидаем ваши эскизы и эссе - и посмотрим, куда заведет эта дорога...
Семнадцатая сессия клуба: причудливые миры Роджера Желязны